Вопрос:
Доброго дня Вам Людмила Георгиевна Петерсон!
Я отец ученика 3-го класса. Обучение он проходит по вашей программе. В нашем классе с ней "дружат" всего 4 ребёнка, остальные ничего не понимают, и такое во всех трёх классах лицея, проблема не в учителях, они стараются, как могут. Проблема в самой программе, почему Вы так решили, что все дети способны понимать её? Взрослые не могут разобраться в этом извините, тупизме.
Я не знаю какой "Обама" в те далёкие годы надоумил Вас "учить" детей этой программой, но то, что выращиваете Вы, поколение за поколением тупых детей - это факт!
Очень жаль, что мы родители не можем ничего сделать. Переводить в другую школу, не реально.
Ерыгин А.И. Саратовская обл.
Ответ:
Здравствуйте, уважаемый А.И. Ерыгин!
Мы получили Ваше обращение в адрес Людмилы Георгиевны Петерсон.
За неприемлемой для нас формой обращения мы увидели серьезную проблему и Вашу боль, как родителя. Поскольку мы все, в первую очередь, тоже родители, мы не можем остаться равнодушными. Поэтому приглашаем Вас наладить конструктивный диалог для решения конкретной проблемы.
Прежде всего, необходимо небольшое предварительное введение, иначе для Вас останется совершенно неясным вопрос, что это за программа и «какой Обама надоумил нас ею учить детей».
Программа Л.Г. Петерсон создавалась и развивается под руководством ведущих российских математиков на базе Академии педнаук и педуниверситетов, начиная с 1975 года (то есть уже более 40 лет). Уже в те годы стало ясно, что задача курса математики не только формировать глубокие и прочные знания (это само собой разумеется), но – главное – научить детей думать, конструктивно относиться к возникающим трудностям, искать и находить различные варианты решения проблем, выявлять существенное в потоке информации и анализировать ее, делать выбор, аргументировать свою позицию и т.д. Наличие в «арсенале» ребенка этих способностей и навыков в 21 веке существенно повышают его шансы быть успешным и счастливым в жизни. Одновременно, очень важно, чтобы достижение этих результатов не сопровождалось неприемлемыми для детей и их семей негативными «побочными» эффектами (что, очевидно, имеет место в Вашем случае).
Для решения этой стратегической задачи созданы не просто отдельные учебники по математике, о которых идет речь, а система обучения, которая включает в себя технологию организации уроков, методики, требования к необходимым условиям организации учебного процесса, рекомендации родителям и т.д. Суть системы состоит в том, что знания не передаются ребенку в готовом виде, а формируются за счет организации учителем самостоятельной и групповой деятельности детей, во время которой развиваются и тренируются все вышеперечисленные способности. Это сделать, без сомнения, гораздо сложнее, чем выполнить стандартную программу, по которой учились мы с Вами: «понял – запомнил – потренировался – написал контрольную – забыл». Но и результат – несопоставимо более высокого уровня! Не сомневаюсь, что и Вы до сих пор помните из школы именно то, до чего додумались сами!
Вы спросите, как же может ребенок регулярно «открывать» то, что еще не изучал? Тем, кто обучался в школе «объяснения» (а это все нынешние родители, да и сами учителя) трудно себе это представить. Но 100 лет назад трудно было представить самолет и телефон, 20 лет назад – интернет и мобильный телефон, а 10 лет назад – айфон и беспилотное такси.
В педагогике сегодня такие инструменты созданы, благодаря титаническим усилиям многих поколений российских педагогов и психологов. И результаты сотен школ по всей стране, выявленные за последние 20 лет независимыми исследованиями (РАО, Московский департамент образования, АПК и ППРО, Центр работы с одаренными детьми МФТИ, десятки региональных психолого-педагогических служб) неопровержимо доказывают серьезное преимущество – и по уровню знаний, и по уровню развития мышления и важнейших психологических качеств у детей, обучающихся по данной системе. Причем речь идет не только об «элитных» математических школах (75% членов национальной сборной России по математике обучались по системе Петерсон), но и о самых обычных классах в Москве и регионах России: при системной работе дети сдают экзамены в 4 и 9 классах практически без троек, а преимущество ЕГЭ – на 30% (причем без помощи репетиторов).
Вопрос только в том, чтобы овладеть этими новыми инструментами. Ведь если человек впервые взял в руки мобильный телефон и не смог им воспользоваться, то это не значит, что телефон виноват.
В случае, который Вы описываете, нам очевидно, что учителя, как ни стараются, пока не могут «включить мобильник». Не потому, что программа плохая или учителя плохие (если они взяли нашу программу – это уже говорит о том, что Вам повезло с учителями!) – просто их по-другому учили в школе, в вузе, они по-другому работали всю жизнь. Знаю по себе как учитель, сделавший три выпуска по данной программе, что перестроиться – действительно не просто, даже если пройдены курсы в авторском Центре. А если не пройдены – тем более!
Пока из Вашего письма стало понятно:
- Ребенок не понимает предложенный материал, отсюда – отсутствие мотивации и интереса к предмету, перегрузки и другие негативные эффекты;
- Вы при всем желании не знаете, как ему помочь, поскольку не всегда понимаете и принимаете содержание учебника, не согласны с его структурой;
- Поскольку ситуация не единичная в классе – имеет место системный сбой.
В этой ситуации Вы совершенно правы, что обращаетесь за помощью к нам (именно так мы «прочитали» Ваше обращение).
Что с этим делать? Мы можем Вам посоветовать следующее:
1. Прежде всего, успокоиться. Ничто так не демотивирует и не расстраивает ребенка, как тревожность самых важных взрослых в его жизни: мамы и папы. Наберитесь терпения и веры в силы своего ребенка: многолетняя практика показывает, что дети, которые обучаются по нашим учебникам даже в неблагоприятных условиях (учитель не готов использовать предложенные новые педагогические инструменты) демонстрируют высокий уровень математической подготовки и затем успешно обучаются в средней школе.
Откройте ЛЮБОЙ учебник математики для 3 класса – современный или для советской школы – и предложите Вашему ребенку выполнить несколько заданий из него. Как правило, ВСЕ дети выполняют их без особого труда. Объясните ребенку, что ОН МОЛОДЕЦ и что он получает КАЧЕСТВЕННОЕ математическое образование.
Замечайте любой успех своего ребенка, даже самый маленький, фиксируйте его и радуйтесь вместе с ним.
Выращивайте в нем веру в себя и умение не бояться трудностей, спокойное и конструктивное отношение к своим ошибкам. Объясните, что в жизни всегда бывает то, что сразу пока не получается – это не повод для огорчений, а повод подумать и найти способ добиться результата. Скажите, что если он постарается – у него все обязательно получится, что Вы в него верите и авторы программы в него верят. Полистайте вместе с ним учебник и найдите задания, которые ему посильны (там таких заданий достаточно).
Придумайте маленькие радости-поощрения, когда у него что-то получилось (математические мармеладки, чемпионский сок и т.д.). Как писала Агния Барто:
Когда не ладятся дела,
Мне помогает похвала.
В этом случае, умение преодолевать затруднения будет одним из самых важных и ценных качеств, которые Ваш ребенок вынесет из обучения в школе.
2. Постарайтесь исключить любое негативное оценочное суждение при ребенке о школе, учебнике, программе, учителе, стране и т.д. – это его полностью дезориентирует и демотивирует, вырастит привычку не искать способы преодоления трудностей, а видеть источник всех проблем вовне. В будущем во всем будут виноваты те, кто рядом – мама с папой, соседи, коллеги по работе и т.д.
3. Чтобы обучение было более эффективным, а самое главное, вызывало у ребенка интерес и создавало ситуацию успеха, мы предлагаем организовать диалог: «учитель» – «родитель» – «методист Центра системно-деятельностной педагогики». Мы можем выслушать учителя, понять его затруднения и дать ему рекомендации, пригласить его на курсы, где он освоит методику работы с программой, посмотрит живые уроки, пообщается со своими коллегами со всей России и сможет использовать их опыт, чтобы исправить ситуацию.
Как минимум, учитель может скачать на нашем сайте курс бесплатных обучающих занятий по ссылке: http://www.sch2000.ru/lessons/kurs-matematika-1-9-klassy/video_nach.php.
Мы готовы также консультировать Вас. Давайте вместе изменять ситуацию к лучшему!
Уверены, что через несколько лет Вы убедитесь в том, что наши усилия не пропали напрасно.
Желаем Вам удачи!
С уважением,
старший методист Центра СДП «Школа 2000…» ФГАОУ ДПО АПК и ППРО,
Наталья Владимировна Посполита
+7 (495) 797-89-77
info@sch2000.ru