Какая система изучения нумерации многозначных чисел больше 1000 в 3 классе по программе Л.Г. Петерсон?
Какая система изучения нумерации многозначных чисел больше 1000 в 3 классе по программе Л.Г. Петерсон?
Ответ:
Уважаемый посетитель сайта,
Изучение нумерации многозначных чисел в программе математики «Школа 2000…» Л.Г. Петерсон предусмотрено в первой четверти 3-его класса.
Важно отметить, что изучение многозначных чисел основывается на хорошем знании нумерации трехзначных чисел, умении переходить из одного разряда в другой, знании поразрядного значения цифры, умении выразить трехзначное число в разных счетных единицах.
В программе математики Л.Г. Петерсон отведено 2 урока для изучения истории развития числа, на которых идет подготовка к изучению нумерации многозначных чисел. На данном этапе обучения полезно сформировать у учащихся представление о бесконечности натурального ряда чисел, сколь велико бы ни было число, всегда идет следующее, которое на единицу больше предыдущего.
Работа над нумерацией многозначных чисел по программе Л.Г. Петерсон проводится в следующей последовательности:
1. Образование, чтение и запись многозначных чисел.
2. Сравнение многозначных чисел.
3. Поразрядное значение цифры, последующее и предыдущее число.
4. Счет единицами, десятками, сотнями, …
5. Представление числа в виде суммы разрядных слагаемых, в различных счетных единицах.
К урокам, посвященным нумерации многозначных чисел, необходимо подготовить нумерационную таблицу с названием разрядов и классов и «карманами» для цифр:
Данная таблица является тем инструментом, который помогает учащимся усвоить эту сложную тему достаточно легко.
Анализируя данную таблицу учащиеся делают выводы:
1) В каждом классе по 3 разряда.
2) Название разрядов по классам аналогично: единицы, десятки, сотни.
3) В каждом классе 10 единиц низшего разряда образуют одну единицу следующего, высшего разряда.
4) В классе единиц счет ведется единицами, в классе тысяч - тысячами, в классе миллионов - миллионами, а в классе миллиардов - миллиардами.
Для организации тренинга при изучении нумерации многозначных чисел рекомендуется организовать следующие виды заданий:
- на чтение, запись числа по таблице;
- на определение поразрядного значения цифры;
- на расположение числа в порядке убывания, возрастания (сравнение);
- на определение, сколько цифр использовано в записи числа;
- на счет единицами, десятками, сотнями, тысячами;
- на определение последующего, предыдущего числа;
- на представление числа в различных счетных единицах;
- на выделение класса тысяч, миллионов и т.п.;
- на определение соседей числа 80 000;
- на сравнение чисел при записи вида: 1****7 … 6***9;
- на составление многозначных чисел, используя цифры 5, 6, расположение их в порядке возрастания и убывания;
- на представление числа в виде суммы разрядных слагаемых;
- на определение, к примеру, самого большого пятизначного числа, самого маленького семизначного числа;
- на запись 5-ти первых и 5-ти последних чисел в ряду шестизначных чисел;
- на определение, сколько всего тысяч, десятков, сотен, единиц в числе и т.д.
Отметим, что организация данных заданий в интерактивной форме ускоряют процесс усвоения такой сложной и важной темы, как нумерация многозначных чисел, а также даёт возможность учащимся «прочувствовать» радость от работы на высоком уровне сложности, когда ученики читают, называют и записывают числа, состоящие из 12 разрядов. Например, для организации методической работы по этой теме можно использовать игру «Счетчики» или «Живые числа», в которой примут участие практически все ученики класса. Суть игры заключается в том, что учащиеся выполняют роль цифры (держат в руках карточку) в многозначном числе. В зависимости от задания учителя все ученики находят своё место в числе и выстраиваются в соответствии с заданием.
Более подробно описание методики работы над многозначными числами можно найти в сборнике «Методические рекомендации» к урокам математики 3-его класса Л.Г. Петерсон и в электронной версии сценариев к урокам математики (на дисках).
C уважением, методист ЦСДП «Школа 2000…»,
Посполита Наталья Владимировна.