Можно ли перейти во втором классе на учебники автора Петерсон?
Можно ли перейти во втором классе на учебники автора Петерсон?
Вопрос подробнее:
Здравствуйте! Я-мама первоклассника. Мой ребенок обучается по школьной программе 2100 с математикой автора Козловой. Класс подобрался очень сильный и дети щелкают задачки и примеры из учебников Козловой, как орешки. В итоге, теряется интерес к математике. Можно ли перейти во втором классе на учебники автора Петерсон? Администрация школы говорит, что раз начали обучение с учебников Козловой, переход на учебники Петерсон во втором классе невозможен. Помогите, пожалуйста, доказать обратное. Это просьба нашего учителя и всех родителей класса. С уважением, Колодина Елена
Ответ:
Здравствуйте, Елена.
Спасибо Вам за вопрос. На практике мы уже встречались с подобными ситуациями, когда учитель, в рамках определенного УМК вынужден был брать учебники, которые не соответствуют его индивидуальным особенностям и возможностям при реализации Федерального Государственного Образовательного стандарта.
Это объясняется тем, что в федеральном перечне учебников на 2011/2012 учебный год (Приказ Минобрнауки РФ № 2080 от 24 декабря 2010 г.) были представлены завершенные предметные линии и выделены четыре системы учебников (УМК), которые соответствуют федеральному государственному образовательному стандарту начальному общему образования. Поэтому при оформлении заказа учебников школа вынуждена была заказывать все учебники, входящие в выбранный УМК, а учитель работать только по учебникам данной системы.Одним из вариантов решения данной проблемы была возможность взять открытый УМК «Школа 2000…» на основе дидактической системы Л.Г. Петерсон («Школа 2000…»), в который входит курс математики «Учусь учиться» автора Л.Г. Петерсон и завершенные предметные линии федеральных перечней по учебному плану ФГОС, при условии их использования на основе дидактической системы деятельностного метода Л.Г. Петерсон по выбору образовательных учреждений. К сожалению, вы данным вариантом не воспользовались.
В настоящее время ситуация изменилась. 21 февраля 2012 подписан Приказ министерства образования и науки российской федерации № 23290, который утвердил федеральный перечень учебников, рекомендованных(допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2012/2013 учебный год. Особенностью данного приказа является то, что разделение учебников по системам (программам) отсутствует. Учебники, принадлежащие к завершенным предметным линиям, сгруппированы только по предметам начального общего образования.
Говоря о возможности перехода во втором классе на учебники Л.Г. Петерсонследует отметить, что этот переход для ваших детей скорей всего не вызовет затруднений, так как методологических противоречий в совместном использовании учебников «Школы 2000...» и «Школы 2100» не существует, ведь, по сути, «Школа 2100» использует концепцию «Школы 2000...» образца 1997 года. Более того учебники математики (авторы Т.Е. Демидова, С.А. Козлова, А.Г. Рубин, А.П. Тонких) были написаны на основе содержания программы «Учусь учиться» Л.Г. Петерсон.
Однако при переходе на учебники Л.Г. Петерсон следует учитывать важные отличительные особенности программы. Например, непрерывное построение, начиная уже с первого класса, всех основных содержательно-методических линий школьного курса математики.Введение каждой новой темы по каждой из линий подготавливается заранее, а после ее введения изученный материал систематически применяется, отрабатывается, закрепляется. Благодаря этому, дети подготовлены к самостоятельному открытию нового знания, руководит которым учитель с помощью технологии деятельностного метода. Например, в курсе математики «Учусь учиться» предложена методика схем, которая позволяет так построить обучение, что ученики к концу первого года обучения уже умеют анализировать и решать с помощью схем составныезадачи на сложение и вычитание, а именно: на нахождение целого, когда неизвестна одна из частей, и на нахождение части, когда неизвестно целое.В учебниках Людмилы Георгиевны представлены задания разного уровня сложности, поэтому не тормозится развитие более сильных и одаренных детей. Первоклассники уже с первых уроков учатся ставить перед собой цель, самостоятельно находить путь решения проблемы, самостоятельно преодолевать возникшие затруднения. Они с удовольствием работают в группах, не боятся пробовать, высказывать и отстаивать свою точку зрения. Таким образом, наш опыт показывает, что часто такой переход оказывается для учащихся благоприятным в плане мотивации и личностного развития. Так как курс математики Л.Г. Петерсон подразумевает организацию учебного процесса на уроке деятельностным методом. Это обеспечивает включение каждого ученика в учебную деятельность, и приводит к более высокому качеству математической подготовки детей, что особенно ярко проявляется при их переходе в среднюю школу.
В плане аргументации в пользу перехода на учебники Л.Г. Петерсон следует отметить, что, научный коллектив «Школы 2000...» за последние 10 лет создал новые методические, технологические и дидактические средства обучения, дающие качественно новые результаты. Среди которых – уникальный напредметныйкурс «Мир деятельности», который педагоги могут использовать вместе с учебниками математики. Таким образом, технология деятельностного метода Л.Г. Петерсон, программа по математике «Учусь учиться" Л.Г. Петерсон, курс «Мир деятельности» позволяют в системе формировать универсальные учебные действия и «умение учиться» в целом у каждого ученика и обеспечивать более высокий результат обучения.
Добавим, что важным аргументом при переходе на учебники Л.Г. Петерсон будет являться курсовая подготовка учителя по Дидактической системе Л.Г. Петерсон «Школа 2000…». Если учитель хорошо знает дидактическую систему, владеет технологией деятельностного метода, понимает преимущества данной системы и готов работать по-новому, зачем же тормозить развитие детей? А мотивация и поддержка родителей поможет администрации принять решение о переводе учеников вашего класса на учебники Л.Г. Петерсон. Мы понимаем и принимаем Ваше беспокойство и Вашу заинтересованность в обеспечении оптимального развития Ваших детей. Если у Вас остались вопросы, мы готовы ответить на них. Вы можете позвонить в наш Центр по телефону8-495-797-89-77.
С уважением, методист Центра СДП «Школа 2000…»
Валентина Ивановна Гайдукова