Зачем же в программу начальной школы пихать материал средней?
Зачем же в программу начальной школы пихать материал средней?
Здравствуйте! Я и мои коллеги давно работаем по учебникам Л.Г. Петерсон. Нравится. Переходить на другие не собираемся. Но зачем же в программу начальной школы пихать материал средней? Я имею в виду последнюю часть 4 класса! Может быть, лучше переработать и перераспределить темы по классам, учитывая, что математики 4 часа в неделю, а не пять?
Ответ:
Наша программа разрабатывалась, начиная с 70-х годов прошлого столетья, под руководством ведущего российского ученого-математика и методиста Наума Яковлевича Виленкина, автора учебников математики для 5-6 классов средней школы, по которым традиционная российская школа работает в течение последних 40 лет. И конечно, целью нашей программы никогда не было что-то «перетащить» из старшего класса в младший, интенсифицировать обучение ради того, чтобы «выполнить 5-летку за 4 года». Речь шла лишь о том, чтобы более полно и эффективно использовать развивающий потенциал математического образования за счет использования новых методов и методик.
Анализ сложившейся в традиционной школе практики преподавания математики показал, что имеются системные сбои в решении тех задач, которые наиболее важны для жизни человека в динамично изменяющемся мире и его конкурентоспособности в современной сфере производства, а именно:
- методы объяснения менее эффективны, чем деятельностный подход, как с точки зрения качества усвоения содержания математического образования, так и с позиций реализации его развивающего потенциала;
- введение многих математических понятий недостаточно подготовлено методически, в результате чего дети не осознают смысла изучаемых понятий и теряют мотивацию к изучению математики;
- не учитываются сензитивные периоды изучения математических понятий (то есть те периоды, когда детям интересно то или иное содержание).
Для решения этих задач и менялись методы и методики обучения, перераспределялся материал, проводилась апробация новых подходов, начиная с 1975 года. Например, было установлено, что в 3 классе дети с интересом работают с многозначными числами в пределах 12 разрядов, а к 5 классу этот интерес угасает. Любой учитель математики средней школы подтвердит, что изучение дробей в 5-6 классах не вызывает у детей никакой радости, а в 4-м классе – это восторг, особенно, если им предоставляется возможность самим открывать «диковинные» правила действий с дробями.
Что же касается последней части 4 класса, то она посвящена, главным образом, систематическому повторению курса начальной школы, которое проводится от урока к уроку. Но еще Л.В. Занков заметил, что «повторяя, надо что-то прибавлять». «Пережевывание уже известного детям, – писал он, осуществляемое в виде многократных повторений, вырабатывает умственную лень, апатию, а значит, препятствует развитию». Поэтому повторение курса 4 класса проводится параллельно с рассмотрением вопросов, которые в традиционной программе не изучаются ни начальной, ни в средней школе, но которые создают пропущенную ступеньку для успешного изучения программы 5–6 классов.
Так, в программе средней школы не рассматривается координатный угол, а сразу изучается координатная плоскость. Точно так же, не устанавливается логика правил измерения углов транспортиром, логика правил чтения и построения графиков зависимостей величин и др. – они сразу даются в готовом виде, что не позволяет учащимся осознать смысл их введения, делает обучение математике формальным и неинтересным для них. Напротив, построение этой дополнительной ступеньки делает изучение этих тем более, легким, содержательным и успешным для детей, требует меньше времени. А в освободившееся время вводятся разделы, которые составляют такие же недостающие ступеньки для изучения курсов алгебры, геометрии и анализа функций в 7–9 классах.
Поэтому начальная школа вовсе не дублирует курс средней школы, а выполняет очень важную работу, которая позволяет детям с большим интересом и успешнее изучать курс математики средней школы.