Мой ребенок обучается в 1 классе гимназии по программе «Школа 2100», а курс математики взят Ваш – «Школа 2000...». Целесообразно ли это?
Мой ребенок обучается в 1 классе гимназии по программе «Школа 2100», а курс математики взят Ваш – «Школа 2000...». Целесообразно ли это?
Вопрос подробнее:
Мой ребенок обучается в 1 классе гимназии по программе «Школа 2100». Курс математики, однако, взят Ваш – «Школа 2000...». Целесообразно ли это? Разработаны ли учебники по другим предметам в программе «Школа 2000...»?
Ответ:
Если учитель прошел подготовку по нашей программе, то мы считаем такой вариант возможным и целесообразным, поскольку, как показывает опыт, в большинстве случаев он приводит к более высокому качеству математической подготовки детей, что особенно ярко проявляется при их переходе в среднюю школу.
Методологических противоречий в совместном использовании учебников «Школы 2000...» и «Школы 2100» не существует, так как, по сути, «Школа 2100» использует концепцию «Школы 2000...» образца 1997 года.
Различия – организационные: «Школа 2000...» – научный проект по созданию новых способов обучения, который формировался с 1975 года под научным руководством ведущих советских ученых (В.В. Давыдова, Н.Я. Виленкина, Г.В. Дорофеева и др.), а «Школа 2100» – проект по созданию УМК издательства БАЛАСС, которое использовало авторитет, наработки и имя «Школы 2000...».
Основатели «Школы 2000…» с пониманием относятся к позиции издательства БАЛАСС. Вместе с тем, и сегодня считают предложенное БАЛАСС-ом в 1999 году жесткое требование научного развития по законам издательства неприемлемым для себя. Поэтому в последние годы траектории развития «Школы 2000…» и «Школы 2100» организационно разошлись. Но никакого отношения к использованию учителями учебников это, естественно, не имеет. Тем более что спешно написанный БАЛАСС-ом вариант «своей» математики, несмотря на многочисленные заимствования из наших учебников, оказался, с нашей точки зрения, явно неудачным.
С другой стороны, научный коллектив «Школы 2000...» за последние 10 лет создал новые методические, технологические и дидактические средства обучения, дающие качественно новые результаты. Зачем же тормозить развитие детей, если учитель видит эту разницу и готов работать по-новому?
Что же касается «других учебников» программы «Школа 2000...», то просто приведем цитату из Заключения Российской академии образования: «Авторскому коллективу Ассоциации «Школа 2000…» удалось создать современную образовательную систему для массовой школы, которая полностью соответствует государственной политике и направлениям модернизации российского образования. Обеспечена возможность использования курса математики «Учусь учиться» с широким спектром учебников Федерального перечня без акцентировки на комплектность на основе системы дидактических принципов “Школа 2000…” и адекватной ей структуры урока».
Поэтому в последние годы мы говорим об открытом учебно-методическом комплексе учебников «Школа 2000...», который формирует сам учитель на нашей дидактической основе. Данный подход полностью соответствует современной нормативной базе – Закону РФ «Об образовании» (ст. 32, п. 23; ст.55, п. 4), разъяснениям Комитета по образованию Госдумы, ФГОС, направленному на «…обеспечение единства образовательного пространства Российской Федерации в условиях многообразия образовательных систем…», различным письмам Минобрнауки РФ, РАО, АПК и ППРО РФ.
В 2010 году курс математики Л.Г. Петерсон программы «Школа 2000...» прошел государственную экспертизу на соответствие новому государственному образовательному стандарту как предметная линия и может использоваться школами, как и раньше, в условиях открытого УМК «Школа 2000...».
В месте с тем, в 2010 году произошло объединение двух мощных ресурсов – с одной стороны, методологического и научно-методического потенциала ДСДМ «Школа 2000…» и с другой – организационно-методического потенциала УМК «Перспектива» издательства «Просвещение». Дидактическая система «Школа 2000...» принята в качестве методологической основы системы учебников «Перспектива», а курс математики «Учусь учиться» Л.Г. Петерсон стал его системообразующей частью, что стало еще одним подтверждением эффективности открытого методологического подхода, предложенного в программе «Школа 2000...».
Таким образом, курс математики «Учусь учиться» Л.Г. Петерсон может использоваться в настоящее время в двух вариантах:
1) как и раньше, в открытом УМК «Школа 2000...»;
2) в системе учебников «Перспектива».
Поэтому с точки зрения авторского права вариант использования учебников в Вашей гимназии точнее было бы называть Открытым УМК «Школа 2000...». Но все эти названия и вопросы авторского права, опять же, не имеют никакого отношения к реальной работе школы.
Итак, наш краткий ответ на Ваши вопросы следующий:
1) Целесообразно!
2) С курсом математики Л.Г. Петерсон могут быть использованы любые учебник Федерального перечня при условии реализации учителем дидактической системы «Школа 2000...» (базовый уровень).