ВНИМАНИЕ! Вы находитесь на устаревшей версии сайта, которая не обновляется с 01.09.2022.
Рекомендуем Вам посетить наш новый сайт https://peterson.institute/

Образовательная программа "Школа 2000..."

Ваш вопрос - наш ответ

Как работает деятельностный метод на уроке?

Как работает деятельностный метод на уроке?

Вопрос подробнее:

Добрый день, уважаемая Людмила Георгиевна. Я хотела бы вновь получить от Вас ответ на волнующий меня вопрос. Я впервые узнала о системе "Школа 2000…" в 2000 году, прошла курсы и сразу, набрав первоклассников, начала работать по этой программе. Считала, что я за 10 лет разобралась во многих вопросах деятельностного метода, т.к. неоднократно за это время проходила курсы повышения квалификации. Последние курсы были в 2007 году, в г. Казани. С нами работала методист начального образования в ЦСДП при Академии повышения квалификации г. Москва Шушковская Александра Ивановна. Огромное ей спасибо, она так доходчиво нам всё объясняла. Я думала, что с переходом на ФГОС нового поколения, у меня не будет проблем, т.к. я уже в своей работе давно использую деятельностный метод обучения, это для нас не что-то новое, непонятное, а близкое, привычное. Но сейчас я уже ничего не понимаю, чего от нас учителей хотят. Бывая на обучающих семинарах, посещая уроки учителей, работающих по "Школе 2000…", мы слышим от представителей из Министерства образования Республики Татарстан, что это не совсем то, что они хотели бы увидеть. Они в пух и прах разносят все уроки, а на вопрос, как же надо строить уроки, покажите нам, они говорят, что мы не учителя, в школе не работали и показать вам не можем, но то, что вы делаете, это не деятельностный метод, и вы его понимаете неправильно. 16 марта на базе нашей школы состоится районный семинар, где мы должны показать как работает деятельностный метод на уроке. Я в замешательстве. Развейте, пожалуйста, мои сомнения.


Ответ:

Прежде всего, термин «деятельностный метод» (в отличие от «деятельностного подхода») впервые был введен в теорию и практику обучения нами – это наш авторский термин. Разработанная нами технология и система дидактических принципов деятельностного метода обучения «Школа 2000…» защищены Л.Г. Петерсон в докторском диссертационном исследовании (2001), отмечены Премией Президента РФ в области образования (2002), имеет положительное заключение РАО (2007) и Минобрнауки (2010) о соответствии государственной политике в области образования и, в частности, ФГОС. Поэтому представителям Министерства образования Республики Татарстан Вы можете представить следующие документы в качестве доказательства того, что способ обучения, который вы выбрали и используете в своей работе, соответствует требованиям к современной системе образования России (эти документы или необходимые Вам части этих документов можно скачать по ссылке, а Концепция «Перспективы» должна выйти из печати в издательстве «Просвещение» в феврале 2011 г. ):

1) Заключение РАО от 14.07.2006 года;

2) Указ о присуждении Премии Президента РФ в области образования за 2002 год авторскому коллективу под руководством Л.Г. Петерсон за создание дидактической системы деятельностного метода и ее реализации в непрерывном курсе математики;

3) Концепция системы учебников «Перспектива», прошедшая экспертизу на соответствие ФГОС в 2010 году, где в качестве методологической основы принята дидактическая система деятельностного метода обучения Л.Г. Петерсон (при этом сами учебники Л.Г. Петерсон могут использоваться на основе данной дидактической системы как с учебниками «Перспективы», так и с любыми завершенными предметными линиями по другим учебным предметам в рамках Открытого УМК «Школа 2000…»).

Таким образом, претензий к вам со стороны Министерства образования Республики Татарстан в том, что вы выбрали «неправильную» программу, то есть программу, не соответствующую нормативным требованиям ФГОС, быть не может – программа прошла государственную экспертизу на соответствие ФГОС в 2010 году. И мы готовы, если потребуется, помочь вам в разъяснении данной позиции любым конкретным представителям вашего Министерства, которых вы нам назовете.

С другой стороны, вопрос может стоять о качестве реализации данной концепции. Например, та подготовка, которую Вы прошли, означает, что, скорее всего, Вы работаете на начальном, так называемом «базовом» уровне дидактической системы «Школа 2000…». На данном уровне реализации ДСДМ рефлексивная самоорганизация, составляющая ключевой компонент деятельностного метода, фактически «сворачивается» в проблемное объяснение знаний, дополненное некоторыми важными структурными элементами учебной деятельности.

Базовый уровень ТДМ – это, с нашей точки зрения, уже само по себе большое достижение учителя, которое создает необходимую базу для поэтапного, постепенного освоения деятельностного метода в его полноте. И в этом смысле Вы имеете реальные достижения и прекрасный задел для получения необходимого результата. Но говорить о том, что деятельностный метод Вами освоен, очевидно, преждевременно. Нам кажется, что здесь-то, возможно, и кроется противоречие, которое отмечают представители Министерства: как конечный результат представляется то, что является лишь первым шагом.

В нашем Центре системно-деятельностной педагогики «Школа 2000…» АПК и ППРО создана многоуровневая система подготовки учителей: курсы базового уровня (которые прошли Вы), курсы технологического уровня (где, собственно, и начинается разговор о деятельностном методе), курсы методического уровня и др. Причем содержание курсов, как и содержание самого метода, постоянно совершенствуется, обогащается (например, за последние 3 года существенно дополнен способ получения метапредметных результатов образования, которые требуют ФГОС). Важное значение имеет также педагогическое общение и самообразование учителя в освоении метода в межкурсовой период.

Последние наши предложения по способу реализации и перехода к ФГОС опубликованы в книге «Как перейти к реализации ФГОС второго поколения по образовательной системе “Школа 2000…”», выпущенной нашим Центром в 2010 году. Нам кажется, что Вам было бы важно прочитать ее перед семинаром, чтобы уточнить понимание способа достижения результатов ФГОС, предложенного нами, и того, на каком уровне этот способ можно реализовывать и каким образом можно освоить каждый из уровней.


Подводя итог, мы хотели бы отметить следующее:

1) То, что Вы в свое время познакомились с основами деятельностного метода обучения, дает вам при переходе к ФГОС значительные преимущества, поэтому Вы – молодцы.

2) Для того, чтобы рассказать о деятельностном методе, Вам необходимо изучить материалы книги «Как перейти к реализации ФГОС второго поколения по образовательной системе “Школа 2000…”»

3) Представляя способ формирования УУД, роль ТДМ, надпредметного курса «Мир деятельности», системы дидактических принципов, надо представить также траекторию саморазвития учителя при его освоении и точку в этой траектории, в которой Вы в настоящее время находитесь – базовый уровень.

Нам кажется, что на семинаре важно продемонстрировать свое понимание инструментария, которым Вы пользуетесь, аргументировать его эффективность по сравнению с другими известными Вам способами, правильно себя позиционировать - Вы находитесь вначале пути освоения деятельностного метода, и просить Министерство оказать помощь Вам и другим учителям в дальнейшем освоении метода (посещение технологических курсов - либо в нашем авторском Центре, либо выездные к вам; создание системы методической поддержки в освоении метода). Тогда Министерство станет Вашим союзником, а не оппонентом.


Заместитель директора по научно-методической работе

Центра системно-деятельностной педагогики "Школа 2000..." АПК и ППРО РФ

Марина Андреевна Кубышева