ВНИМАНИЕ! Вы находитесь на устаревшей версии сайта, которая не обновляется с 01.09.2022.
Рекомендуем Вам посетить наш новый сайт https://peterson.institute/

Образовательная программа "Школа 2000..."

Ваш вопрос - наш ответ

Моя дочь пошла в 1 класс и принесла учебник Петерсон Л.Г. 1 класс первая часть.

Моя дочь пошла в 1 класс и принесла учебник Петерсон Л.Г. 1 класс первая часть.

Вопрос подробнее:
Здравствуйте!
Моя дочь пошла в 1 класс и принесла учебник Петерсон Л.Г. 1 класс первая часть.
Удивляет отсутствие стандартных задач в которых бы надо предметы  увеличить, уменьшить "на". Не сообщается, что изучаются натуральные числа. Не говорится, для чего они нужны, на что указывают натуральные числа, что показывает число, чем единица отличается от других чисел, что такое сложение. Надо и другие ваши учебники посмотреть, чтобы окончательно составить суждение, но право у меня  сложилось впечатление, что это как дополнительный развивающий материал и хорош будет, например к учебнику Моро, но как основной никак не может быть использован?
С уважением Константин Андреевич Лебедев.

Ответ:
Уважаемый Константин Андреевич!

Наверное, Вы согласитесь с тем, что математика в школе нужна детям не только для того, чтобы научиться считать и решать задачи на разностное сравнение, а главное, как говорил Ломоносов, чтобы "ум в порядок приводить".

Однако способы и методики преподавания математики, которые используются в нашей традиционной школе, далеко не всегда способны вовлечь каждого ученика в самостоятельный поиск решения задачи, примера, уравнения, в процессе которого, собственно, и вырабатываются нужные ребенку в жизни умения и способности.

Это замечено достаточно давно. Вот что писал по этому поводу еще в 1868 году известный российский педагог А.Н. Страннолюбский: "Доведенная до совершенства научная система, пленяя собой учителей, целиком переносится ими в школу, и здесь-то сказывается все несоответствие ее с действительным ходом развития детского ума и с нормальным способом приобретения им познаний. Педагоги как будто забыли, что прошли целые тысячелетия, прежде чем явилась эта великолепная научная система; что для ее составления и выработки потребны были усилия многих величайших умов, мало-помалу обобщавших и связывающих между собой результаты, добытые ими то из наблюдения, то из сопоставления и комбинаций. Вся эта работа тщательно скрывается от учеников. Их подводят к закрытыми глазами к великолепному зданию и внезапно огорашивают совершенно неожиданным и непонятным для них зрелищем. В порождаемом этим приемом тупом недоумении ученики и остаются до окончания курса наук". И хотя это сказано почти 150 лет назад, тем не менее, до сих пор большинство учеников искренне не понимает, зачем им нужны логарифмы и тангенсы, кубические функции и теоремы, занимаются математикой, мягко скажем, без особого желания и интереса, и тем самым не используют в полной мере тот могучий потенциал, который несет в себе математическое образование.

Педагоги также очень давно заметили, что способ обучения, при котором учитель сообщает ученикам некоторые сведения, которые они должны усвоить, не эффективен с точки зрения решения главной задачи образования - помочь ребенку стать востребованным, успешным и счастливым в жизни. "Сведений науки не следует сообщать учащемуся, - писал А. Дистервег еще в 19 веке, - но его надо привести к тому, чтобы он сам их находил, самодеятельно ими овладевал. Такой метод обучения наилучший, самый трудный, самый редкий. Трудностью объясняется редкость его применения. Изложение, считывание, диктовка против него - детская забава. Зато такие приемы и никуда и не годятся+".

В течение всего этого времени в разных странах и разных научных школах шел поиск способов преподавания, который бы помог учителю сделать обучение интересным и максимально эффективным для каждого ребенка не только с точки зрения усвоения знаний - хотя и эту задачу никто не отменяет, - но самое главное, с точки зрения развития личности.

Программа, по которой учится Ваша дочь, отрабатывалась в течение 35 лет именно с этих позиций под руководством ведущих и очень уважаемых российских ученых, авторов учебников по математике, по которым традиционная школа учится в течение последних 40 лет - Н.Я. Виленкина, Г.В. Дорофеева. Результаты обучения по этой программе по самым разным независимым исследованиям - самые высокие по всем критериям, которые сегодня используются: знания, умения и навыки по математике; познавательный интерес; психологическое состояние; личностные качества; мышление; деятельностные способности.

Особенность программы в том, что дети не усваивают готовое знание, а самостоятельно его создают под руководством учителя. Конечно, при этом дети встречаются со всеми вопросами, которые изучаются в курсе математики традиционной школы, и со многими другими. Однако структура программы несколько другая - на первых порах создаются основы понимания сущности понятия натурального числа, сложения и вычитания натуральных чисел. Этот блок, конечно же, не является дополнительным. Наоборот, он очень важен для дальнейшего изучения привычных математических понятий и позволяет продвигаться гораздо быстрее. Например, к концу 4 класса дети глубже, прочнее и с лучшими результатами усваивают материал, с которым в традиционной школе они знакомятся только к середине 5 класса.

У нас в Академии есть курсы для учителей, на которые приходят иногда и родители, чтобы разобраться и понять предлагаемые способы обучения. И конечно, Вы также всегда можете принять в них участие. Но еще важнее, создать возможность пройти все предлагаемые уровни подготовки (ознакомительный, углубленный, методический) для Вашего учителя - тогда ему будет легче работать (ведь, как говорил Дистервег, данный метод обучения самый трудный), а у Ваших детей будут лучшие результаты.

Желаем Вашей дочке интересной и плодотворной учебы, и готовы ответить на все Ваши вопросы.

С уважением, Людмила Георгиевна Петерсон.