С 25 октября по 3 ноября 2017 года в Центре системно-деятельностной педагогики «Школа 2000…» АПК и ППРО РФ прошли курсы повышения квалификации для учителей начальной и основной школы

08.11.2017

С 25 октября по 3 ноября 2017 года в Центре системно-деятельностной педагогики «Школа 2000…» АПК и ППРО РФ прошли курсы повышения квалификации для учителей начальной и основной школы по теме: «Реализация технологии деятельностного метода обучения в контексте профессионального стандарта педагога».

Обучение прошли более 20 педагогов из разных концов России: Иркутской, Новгородской, Московской областей и г. Санкт-Петербурга, победители конкурса «Учу учиться» из Великого Новгорода.  Курсы провели методисты  Центра: Баханова Ольга Васильевна и Рогатова Марина Викторовна.

Целью курсов являлась подготовка учителей к реализации требований профстандарта «Педагог», а именно осуществлению профессиональной деятельности в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего, среднего общего образования.

Курсовая подготовка началась с проблематизации и включения педагогов в процесс целеполагания своей деятельности на курсах. Результаты этой работы были зафиксированы вербально и знаково:

В программе курсов рассматривались следующие вопросы:

·         дидактическая система деятельностного метода (ДСДМ) обучения Л.Г. Петерсон как механизм реализации требований профессионального стандарта «Педагог»;

·         формирование универсальных учебных действий (УУД) в дидактической системе Л.Г. Петерсон;

·         дидактические принципы Л.Г. Петерсон;

·         роль надпредметного курса «Мир деятельности» в системе формирования УУД;

·         типы уроков деятельностной направленности: их цели и структура;

·         формирование УУД на предметных уроках в технологии деятельностного метода;

·         организация учебно-исследовательской и проектной деятельности на основе ДСДМ Л.Г. Петерсон;

·         комплексный мониторинг метапредметных результатов обучения в соответствии с требованиями ФГОС;

·         система взаимодействия с родителями в рамках реализации ФГОС.

Все занятия были выстроены в технологии деятельностного метода, что позволило слушателям активно включаться в работу по открытию новых знаний: самим фиксировать свои затруднения, искать их причину, ставить цель и самостоятельно выстраивать проект выхода из затруднения. Такая форма проведения занятий позволила педагогам увидеть реализацию деятельностного метода с позиции ученика и оценить ее результативность на себе.

Программа курсов предусматривала не только теоретическую подготовку педагогов, но и практическое применение полученных знаний. В ходе конструирования фрагментов сценариев уроков деятельностной направленности педагоги работали в группах.

В ходе знакомства с уроками деятельностной направленности учителя имели возможность разобрать методические приемы формирования у учащихся широкого спектра УУД (действие смыслоообразования, целеполагание, планирование, контроль, оценка и др.). В рамках курсовой подготовки слушатели анализировали фрагменты видео уроков деятельностной направленности (урока ОНЗ и урока рефлексии).

В ходе курсов состоялась встреча с д.п.н., директором Центра СДП АПК и ППРО, автором дидактической системы деятельностного метода обучения, автором непрерывного курса математики «Учусь учиться» Людмилой Георгиевной Петерсон, на которой педагоги получили возможность задать вопросы автору. Встреча завершилась неформальным общением.

Среди значимых эпизодов курсовой подготовки многие учителя выделили анализ видео уроков, а также форму подачи учебного материала – занятия, проводимые в ТДМ. Среди упражнений, которые помогли разобраться в вопросах программы, слушатели отметили тестирование с последующей самопроверкой и исправлением ошибок, а также разработку логической основы урока ОНЗ. Многие слушатели отметили интенсивность и объем содержания курсовой подготовки. В своих отзывах большинство педагогов выразили искреннюю благодарность за повышение своей компетентности в области реализации требований профстандарта, отметили доступность и логичность построения программы курсов, с другой стороны часть педагогов среднего звена указали на необходимость акцентирования большего внимания на особенностях реализации ТДМ в старшей школе. Мы обязательно учтем это замечание в ходе планирования и проведения будущих занятий.

На заключительном занятии содержание курсовой подготовки было соотнесено с трудовыми функциями учителя, необходимыми знаниями и умениями, зафиксированными в профессиональном стандарте «Педагог». Завершилась курсовая подготовка защитой индивидуальных проектов, в ходе которой многие педагоги показали отличные результаты. Благодарим педагогов за их профессионализм и активную работу на курсах.

Отзывы слушателей:

Большое спасибо за знания, которые мы получили и за возможность их применения на практике (в ходе занятий курсовой подготовки, в ходе разработки индивидуального проекта). Спасибо за мотивацию к дальнейшей деятельности.

Рябенко Татьяна Григорьевна

Огромное Вам спасибо, Курсы были замечательными: каждый день был увлекательно построен. Особенно значимыми стали для меня разработка индивидуального проекта и групповые работы на занятиях. Мне эти курсы  очень сильно помогли. Постараюсь воплотить в жизнь все, что узнала. Может быть, не сразу, но со временем.

Гвиниашвили Ц. М.

Благодаря курсовой подготовке я снова погрузилась в вопросы реализации технологии деятельностного метода обучения. Я поняла, как это значимо сейчас для наших детей, для их будущей жизни. Занятия наших методистов Бахановой О.В. и Рогатовой М.В., основанные на принципах деятельности, минимакса, …, а главное психологической комфортности, сняли многие вопросы, возникающие у меня во время работы с детьми. «Проживая» всю технологию на занятиях-уроках курсов, я полностью вживалась в роль ученика, которые САМ открывает новые знания. Спасибо!

Колесникова Е.В.

Огромное спасибо организаторам курсов и методистам. Участвовала в курсах по повышению квалификации в области использования технологии деятельностного метода обучения уже в третий раз, но открыла для себя много нового. Содержание курсов помогло взглянуть по-новому на построение проектной и учебно-исследовательской деятельности со школьниками, прояснило структуру уроков развивающего контроля и уроков построения системы знаний, пополнило методическую копилку новыми приемами. Марина Викторовна и Ольга Васильевна создавали комфортные условия для достижения целей курсовой подготовки и преодоления затруднений, связанных с этим.

Лаврентьева Елена Александровна,

МАОУ «Гимназия «Гармония»», г. Великий Новгород

Фото


Версия для печати