ВНИМАНИЕ! Вы находитесь на устаревшей версии сайта, которая не обновляется с 01.09.2022.
Рекомендуем Вам посетить наш новый сайт https://peterson.institute/

«Образовательные стандарты и динамичность меняющихся реальностей»

«Образовательные стандарты и динамичность меняющихся реальностей»

В 2010 году завершается разработка федеральных государственных образовательных стандартов общего образования (начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования).

В последние десятилетия и в жизни нашего государства, и в международном сообществе в целом произошли существенные социальные и экономические перемены. Динамично меняющиеся в современном мире реальности, стремительное развитие человеческой цивилизации, технологическое и культурное разнообразие начинает опережать способность человека осмысливать без соответствующей подготовки новые явления, учитывать риски и прогнозировать перспективы.

Эти изменения обусловили не только важнейшие позитивные перемены в социально-экономической жизни страны, но и негативные проявления, связанные, прежде всего, со сменой ценностных ориентиров. Это морально-нравственная дезинтеграция общества, низкий уровень доверия и социальной солидарности, нарушение преемственности поколений, социальных механизмов трансляции национальных духовных традиций и культурного опыта, недостаток гражданского, патриотического самосознания и конструктивного общественного поведения, проявления национализма, ксенофобии, центробежных социальных тенденций, миграционных процессов. Произошло снижение ценности производительного труда, науки, творчества и образования на фоне недостаточного уровня воспроизводства населения, снижения физического, социального и психического здоровья населения и, в первую очередь, молодого поколения.

В этих условиях проводимая модернизация экономики и общественных институтов потребовала новых подходов к подготовке активного, думающегочеловека, ориентированного на знания и использование новых технологий, способного творчески подходить к решению задач, понимать и формулировать смыслы человеческой деятельности, обладающего установкой на рациональное использование своего времени и проектирование своего будущего, ведущего здоровый и безопасный для себя и окружающих образ жизни, способного на эффективное социальное сотрудничество в условиях глобализации. Интеллект и творческий потенциал человека превращаются в ведущий фактор экономического роста и национальной конкурентоспособности.

«Интеллект и творческий потенциал человека превращаются в ведущий фактор экономического роста и национальной конкурентоспособности».

Развитие и проявление творческих способностей возможно только последовательным формированием, а фактически непрерывным воспитанием у подрастающего поколения, начиная от дошкольного возраста и вплоть до перехода к профессиональной деятельности, творческого и созидательного начала к жизнедеятельности, учебе, труду, социальному проектированию. В то же время воспитание творческих начал не может быть реализовано отдельно без формирования в целом личности молодого человека, его нравственных основ, его национальной самоидентификации, освоения им базовых национальных ценностей, отечественной и мировой культуры, то есть без ориентации на воспитание высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России.

В связи с этим решение проблем продуктивной социализации подрастающего поколения, формирования образовательного и духовно-нравственного базиса, основанного не только на знаниях, но и на соответствующем культурном уровне развития личности, создание необходимых условий для ее самореализации становится общегосударственной приоритетной задачей.

Происходящие глобальные процессы, качественно изменившие детские поколения, их интеллектуальную, психологическую, нравственную составляющие сознания и поведения, обусловили задачу обеспечить:

  • переход на новую парадигму образования и воспитания, который фактически только начался с формированием образовательных стандартов нового поколения;
  • реальную практику регионов и муниципальных образований по внедрению новаций в процессе воспитания подрастающего поколения;
  • формирование единой концептуальной основы в обеспечении духовно-нравственного развития и воспитания разносторонне развитой, культурной и творческой личности гражданина России.

Основа формирования Федерального государственного образовательного стандарта общего образования — цели и задачи, установленные в «Стратегии социально-экономического развития России до 2020 года», а также основные положения Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», определившие ключевую миссию общего образования в духовно-нравственной консолидации российского общества и требующие формирования новых подходов к развитию и воспитанию подрастающего поколения.

Основными целями разработки и введения новых образовательных стандартов общего образования являются:

  • обеспечение в условиях многообразия образовательных систем и видов образовательных учреждений единства образовательного пространства Российской Федерации, единых требований и механизмов регулирования, формирования соответствующих универсальных учебных действий;
  • обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, становления их гражданской идентичности как основы развития гражданского общества, овладения ими духовными ценностями и культурой многонационального народа России;
  • демократизация образования и всей образовательной деятельности, создание условий для индивидуального развития каждого обучающегося в Российской Федерации.

Системообразующей составляющей стандарта стали требования к результатам освоения основных образовательных программ на каждой ступени общего образования, фактически представляющие собой конкретизированные и операционализированные цели образования. При этом осуществлен переход к комплексной оценке результатов, включающих кроме предметных также метапредметные и личностные результаты.

В основу формирования личностных характеристикдетей положено освоение базовых национальных ценностей, моральных и нравственных норм, развитие их творческих способностей, активности и заинтересованности в познании мира, способности применять полученные знания на практике, осознание ценности труда, науки и творчества, важности образования и самообразования для жизни и деятельности.

В связи с этим одной из ключевых составляющих в структуре новых образовательных стандартов стала программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, которая является ориентиром для формирования всех разделов основной образовательной программы в образовательных учреждениях, а концептуальной и методологической основой формирования образовательных стандартов, их воспитательного компонента — Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, которая сформирована в ходе разработки стандартов нового поколения.

При воспитании личности гражданина Концепция и соответственно образовательный стандарт ориентируются на достижение современного национального воспитательного идеала — это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации. Концепция определяет как составляющие базовых национальных ценностей уважение к труду, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость.

«Системообразующей составляющей стандарта стали требования к результатам освоения основных образовательных программ на каждой ступени общего образования»

Образовательные стандарты нового поколения направлены на обеспечение перехода от простой ретрансляции знаний к раскрытию возможностей обучающихся, к подготовке их к жизни в современных условиях на основе включения в процесс социализации, придание образовательному процессу воспитательной функции.

Для обеспечения такого перехода в основу новых стандартов положен системно-деятельностный подход, предусматривающий, в первую очередь, развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества. Это обеспечивает переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования, создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности, использования разнообразных организационных форм и учета индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей, детей инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья).

Включение в требования образовательных стандартов к результатам освоения обучающимися основных образовательных программ таких требований как сформированность способности к творчеству и созиданию предполагает формирование механизмов развития творческих способностей детей и молодежи в контексте взаимодействия образования и культуры, нового уровня взаимодействия между учителем и учениками. Их взаимодействие и, скорее, сотрудничество должно быть построено на совместном культуросозидании. Это означает, что в образовательном процессе большее значение приобретают межпредметные связи, развитие творческих компетенций учащихся, совместная проектная работа.

Данный подход направлен на реализацию конкретных мер, предусматривающих расширение использования проектных технологий и технологий развивающего обучения; расширение объемов вариативной творческой практики; обеспечение условий для развития творческих способностей и возникновения устойчивой потребности в самостоятельных занятиях, в том числе искусством; внесение изменений в «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях» в части требований к режиму образовательного процесса, обеспечивающих возможность организации проектной деятельности в рамках учебного процесса; учет необходимости организации проектной и исследовательской деятельности, другой групповой работы при разработке типовых проектов зданий общеобразовательных учреждений и учреждений профессионального образования; обеспечение необходимого объема совместной работы, групповой практики, совместной разработки и реализации учебных занятий при обновлении содержания программ повышения квалификации и подготовки учителей; подготовку педагогов на базе инновационных программ и методик, включающих обучение методам развития творческих способностей обучающихся и познания мира через творчество; совершенствование нормативной правовой базы.

В целом в обобщенном виде основными характеристиками нового стандарта являются: его новый формат, представляющий собой рамочный документ; новое содержание стандарта, расширение функций стандарта, расширение числа пользователей стандарта (в первую очередь, включение в их число родителей), установление новых требований к системе оценки достигнутых результатов, а также новое методологическое основание — системно-деятельностный подход.

Автор: Евгений Савинов, Александр Кондаков


Файлы для скачивания:


Версия для печати