Авторская брифинг-консультация на тему: «ФГОС: как обучать? Открытая образовательная система Л.Г. Петерсон (“Школа 2000...”)»
Способ формирования УУД
Известно, что формирование любых личностных новообразований − умений, способностей, личностных качеств, − возможно только в деятельности (Л.С. Выготский). При этом формирование умения выполнять любое действие – писать и считать, решать задачи и примеры, пользоваться географической картой и музыкальным инструментом и т.д. – проходит через следующие этапы:
1. Первичный опыт выполнения действия и мотивация.
2. Освоение способа выполнения этого действия.
3. Тренинг, самоконтроль и коррекция.
4. Контроль.
Значит, через эти же этапы должно пройти и формирование универсальных учебных действий (УУД), и умения учиться в целом. Однако изучаемые алгоритмы действий должны носить уже не узко предметный, а надпредметный характер: нормы целеполагания и проектирования, самоконтроля и коррекции, поиска информации и работы с текстами, коммуникативного взаимодействия и др.
Поэтому для того чтобы не случайным образом формировать у учащихся любое УУД, в образовательной системе «Школа 2000...» предложен следующий путь, который проходит каждый ученик:
1) вначале при изучении различных учебных предметов у детей формируется первичный опыт выполнения УУД и мотивация к его самостоятельному выполнению;
2) основываясь на имеющемся опыте, учащиеся осваивают общий способ (норму – правило, алгоритм и т.д.) выполнения данного УУД;
3) далее изученное УУД включается в практику учения на предметном содержании разных учебных дисциплин, организуется самоконтроль и, при необходимости, коррекция его выполнения;
4) в завершение, организуется контроль уровня сформированности этого УУД и его системное практическое использование в образовательной практике, как на уроках, так и во внеурочной деятельности.
Например, при формировании умения ставить перед собой цель вначале учащиеся под руководством учителя приобретают опыт целеполагания на уроках по разным учебным предметам − математике, русскому языку, чтению, физкультуре и т.д. Затем организуется их мотивация, знакомство с понятием цели деятельности и алгоритмом целеполагания. Далее учащиеся начинают уже самостоятельно применять изученный способ постановки учебной цели на предметных уроках и во внеурочной деятельности, рефлектировать свой опыт, основываясь на согласованном общем способе, уточнять и корректировать свои действия, осуществлять их самоконтроль. Здесь, собственно, у детей и формируется, отрабатывается, закрепляется требуемое умение, после чего уровень сформированности данного УУД контролирует учитель.
Отзывы участников брифинг-консультации: