На пути к Новой школе…
«Понадобятся педагоги, как глубоко владеющие психолого-педагогическими знаниями и понимающие особенности развития школьников, так и являющиеся профессионалами в других областях деятельности, способные помочь ребятам найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми. Чуткие, внимательные и восприимчивые к интересам школьников, открытые ко всему новому учителя – ключевая особенность современной школы» .
Национальная образовательная инициатива «НАША НОВАЯ ШКОЛА».
Проблема кадров всегда стояла перед школой. А при современных требованиях к учительской профессии – тем более. Поэтому и отношение к молодым специалистам, которые приходят в школу, должно быть особое. Решать поставленные перед школами проблемы в отношении педагога «новой школы» наш педагогический коллектив пытается вместе с Центром системно-деятельностной педагогики «Школа 2000…» АПК и ППРО РФ, помощь которого необходима не только молодым учителям, но и опытным наставникам.
Задача школы – организовать работу так, чтобы это желание молодого специалиста работать в школе переросло в устойчивую мотивацию к избранной деятельности. В каждой профессии есть свой путь развития, свои этапы профессионального становления – от осознания себя в профессии до достижения профессиональных высот.
Существуют разнообразные формы работы с молодыми специалистами. Вот только некоторые из них: собеседование, инструктаж, совместное планирование, индивидуальные беседы, консультации, посещение уроков, открытые уроки, мастер-класс, участие молодых специалистов в предметных неделях, круглые столы, семинары, методические объединения, анкетирование, микроисследования, психологические тренинги (деловые игры), творческие отчеты и другие.
Первый, кто должен повести молодого учителя в начале его творческого пути, несомненно, заместитель директора по учебно-воспитательной работе, затем должны подключиться руководители методических служб школы, ну и, наконец, наставники.
При организации работы с начинающими педагогами мы выделяем основные направления адаптации молодых специалистов: социальное; профессиональное; психолого-физиологическое.
При этом выделяем следующие условия, при которых адаптации молодых специалистов будет успешной:
- внимательное отношение администрации к проблемам молодого специалиста;
- отношение к молодым специалистам педагогического коллектива;
- взаимоотношения между членами коллектива;
- уровень помощи наставников;
- включение молодого специалиста в дела и жизнь коллектива;
- психологический комфорт молодого специалиста.
Чтобы адаптировать молодого учителя к школьным будням администрации школы нужно:
- познакомить молодого учителя с Уставом школы.
- познакомить с коллективным договором и правилами внутреннего распорядка, с должностными обязанностями учителя.
- четко поставить перед ним цели и задачи, к которым надо стремиться и которые надо решать.
Наставничество должно помочь молодому учителю включиться в школьный процесс. Так как реальный СВОЙ УРОК, во многом отличается от студенческой практики.
И одним из необходимых условий работы с молодыми специалистами, мы считаем – создание в школе атмосферы психологической комфортности. В дидактической системе Л.Г. Петерсон («Школа 2000…») принцип психологической комфортности нацеливает взрослых создать среду, где обязательно обеспечивается ситуация успеха для каждого ребенка, когда он прикладывает усилия для движения вперед, и он постоянно ощущает эмоциональную поддержку, веру в его силы. Но этот же принцип психологической комфортности мы используем в школе, чтобы создать среду для молодых учителей, где обязательно обеспечивается ситуация успеха для каждого молодого педагога, эмоциональная поддержка и вера в его силы. Ведь для начинающего учителя мало услышать, как надо делать, мало посмотреть, как делают другие, важнее оказаться внутри этой деятельности.
На современном этапе, когда деятельностный метод обучения положен в основу реализации ФГОС, когда каждому педагогу приходится осваивать современные педагогические технологии, в том числе и технологию деятельностного метода, большую помощь нам оказывает сотрудничество с Людмилой Георгиевной Петерсон и с Центром системно-деятельностной педагогики «Школа 2000…».
Большинство педагогов начальной школы прошли курсовую подготовку в Центре системно-деятельностной педагогики «Школа 2000…» по освоению технологии деятельностного метода Л.Г. Петерсон. Осваивая данную технологию, педагоги не только начинают понимать принципиальные отличия современных требований к результатам образования, но и меняются сами, меняется их взгляд на жизнь, их отношение к проблемам на работе, в семье. Они переосмысливают не только свой педагогический, но и свой жизненный опыт. Таким образом, освоенный деятельностный инструментарий помогает им в работе и жизни. Что обеспечивает возможность молодому учителю успешно пройти все кризисы профессионального развития, а опытным педагогам адаптироваться к современным требованиям, предъявляемым коренными изменениями в целях образования в связи с реализацией ФГОС.
Все, выше сказанное, позволило молодым педагогам нашей школы вместе со всем коллективом осознанно, на высоком профессиональном уровне приступить к реализации Федеральных Государственных стандартов.
В процессе сотрудничества с Центром системно-деятельностной педагогики «Школа 2000…» учителя школы, учащиеся участвуют в мероприятиях посвященным решению проблем взаимоотношений «Учитель-ученик-родитель», проводят открытые уроки и мастер-классы, семинары и оргдеятельностные игры, педагогические гостиные для студентов и учителей города, посещают курсы. У нас много планов в перспективе.
Девизом нашего творческого развития стала мысль: «docendo discmus» (Доцендо дисцимус), что означает: «Уча, мы сами учимся!». А вместе с Центром системно-деятельностной педагогики «Школа 2000…» мы уверены: «Мы вместе, значит, у нас все получится!»
Т.А. Кретинина, заместитель директора по УВР ГБОУ СОШ №1384 имени А.А. Леманского.
В.И. Гайдукова, методист Центра системно-деятельностной педагогики «Школа 2000…» АПК и ППРО РФ