Информационное письмо с предложением реализации ФГОС II поколения на основе образовательной системы Петерсон Л.Г.
№164 от 06.04.2011.
Органы управления образования
Учреждения системы ДПО и методических служб
Институты повышения квалификации и
переподготовки работников образования
Общеобразовательные учреждения
Информационное письмо
с предложением реализации ФГОС второго поколения на основе новой
открытой образовательной системы деятельностного метода Л.Г. Петерсон
С 1 сентября 2011 года все школы России переходят на новый Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС), ориентированный на результаты образования, где развитие личности ученика на основе усвоения универсальных учебных действий (УУД), познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования.
Новый Стандарт предполагает поворот от «знаниевой» парадигмы к «деятельностной». Поэтому каждый учитель, методист, управленец сегодня пытается переосмыслить свой педагогический опыт и ответить для себя на ключевые вопросы, поставленные ФГОС:
- Как учить? С помощью чего учить?
- Как проверить достижение новых образовательных результатов?
- Как разработать ООП школы и рабочую программу учителя?
- Как подготовить учителя и организовать его методическое сопровождение?
Центр системно-деятельностной педагогики «Школа 2000…» АПК и ППРО (ЦСДП) предлагает четкий, эффективный, апробированный многолетней практикой ответ на поставленные ФГОС вопросы на основе новой открытой образовательной системы деятельностного метода Л.Г. Петерсон (Заключение СЭС о здоровьесберегающем характере от 30.07.2001 года, Премия Президента РФ в области образования за 2002 год, Заключение РАО от 14.07.2007, Заключения РАО и РАН 2010 года).
Преимущества системно-деятельностного подхода Л.Г. Петерсон
Системно-деятельностный подход Л.Г. Петерсон использует самые последние достижения российской методологической школы (Г.П. Щедровицкий, О.С. Анисимов и др.), что позволяет решить ряд актуальных управленческих задач:
1) системность, достаточная полнотаи эффективность формирования УУД и умения учиться в целом (обеспечивает высокое качество и системность реализации ФГОС);
2) упрощение языка описания нового метода организации учебной деятельности детей без снижения уровня его теоретического обоснования (делает метод доступным для учителей);
2) технологичность достижения результатов ФГОС (позволяет построить в регионе эффективную систему подготовки учителей к реализации деятельностного метода без искажений);
3) критериальность оценки качества обучения с точки зрения новых целей ФГОС (открывает путь к созданию объективных измерителей качества реализации ФГОС);
5) синтез не конфликтующих между собой идей из новых концепций развивающего образования (П.Я. Гальперин, Л.В. Занков, В.В. Давыдов и др.) с позиций преемственности с традиционной школой (обеспечивает поэтапный переход к новому способу обучения по индивидуальной траектории саморазвития и открывает путь к построению единого образовательного пространства школы, региона на системно-деятельностной основе).
Закрыть текст и читать далее.
Как учить? В чем новизна подхода?
Построена методологически обоснованная структура учебной деятельности, установлены условия организации непрерывного образовательного процесса деятельностного типа, обеспечивающего сохранение и поддержку здоровья детей. На этой основе предложен новый педагогический инструмент – дидактическая система деятельностного метода обучения Л.Г. Петерсон (ДСДМ «Школа 2000…»).
ВПЕРВЫЕ!
— Учащиеся не просто выполняют некоторые универсальные учебные действия (УУД) в отдельных заданиях, а на каждом уроке выполняют весь комплекс УУД, предусмотренных ФГОС.
— Одновременно организуется системное освоение учащимися общих способов УУД в рамках надпредметного курса «Мир деятельности», а затем их сознательное применение, самоконтроль и коррекция в ходе предметных уроков.
Этим обеспечивается ВЫСОКОЕ КАЧЕСТВО И СИСТЕМНОСТЬ реализации ФГОС на уроках разных типов и во внеурочной деятельности (независимо от предметного содержания)
Закрыть текст и читать далее.
С помощью чего учить?
В настоящее время дидактическая система Л.Г. Петерсон во всей полноте реализована в авторском непрерывном курсе математики «Учусь учиться» (ДОУ – начальная школа – средняя школа). Открытый характер предложенного системно-деятельностного подхода позволяет использовать данный курс математики в различных вариантах (Приложение 1):
1) Система учебников «Перспектива», где дидактическая система Л.Г. Петерсон принята в качестве методологической основы, а курс математики «Учусь учиться» – в качестве его системообразующей части;
2) Открытая система Л.Г. Петерсон («Школа 2000…»), где курс математики «Учусь учиться» используется на основе авторской дидактической системы совместно с курсами по другим учебным предметам по выбору образовательных учреждений из завершенных предметных линий федерального перечня, независимо от вхождения в ту или иную систему учебников.
Нормативной базой открытой системы Л.Г. Петерсон являются Закон РФ «Об образовании» (ст. 32), Заключение РАО от 14.07.2007 года, Письмо Министерства образования и науки РФ от 15.03.2011 года, Письмо Комитета по образованию Государственной Думы Федерального собрания РФ от 23.03.2011 года о выборе учебников (Приложение 2).
Закрыть текст и читать далее.
Как проверить соответствие результатов поставленным целям?
Предлагаем систему комплексного мониторинга:1) мониторинг ЗУН на основе ИКТ, что позволяет выявить проблемы каждого ребенка и построить индивидуальную траекторию его развития; 2) мониторинг психического развития ребенка и достижения личностных результатов; 3) мониторинг универсальных учебных действий.
Закрыть текст и читать далее.
Стратегия перехода к реализации ФГОС (школа, город, регион)
Миссия Центра СДП «Школа 2000…»: передать педагогам эффективные инструменты
саморазвития личности, чтобы они могли развивать себя и своих детей
Предлагаемая стратегия достижения требуемых результатов ФГОС состоит из 5 этапов:
Этап 1. Подготовка специалистов к реализации ДСДМ Л.Г. Петерсон.
Этап 2. Разработка ООП школы и рабочих программ учителей.
Этап 3. Внедрение ДСДМ в практику работы (школы, школ города, региона).
Этап 4. Построение образовательного пространства деятельностного типа (в школе, городе, регионе).
Этап 5. Применение на практике новых измерителей для диагностики и контроля уровней освоения учащимися универсальных учебных действий и умения учиться в целом.
Закрыть текст и читать далее.
Чем Центр СДП «Школа 2000…» может быть полезен для Вас?
На этапе 1
Многоуровневая система курсовой подготовки к реализации ФГОС различных категорий работников образования:
1. Авторские курсы в АПК и ППРО и МИОО (Москва) для учителей начальной и средней школы, воспитателей, директоров и заместителей директоров школ и ДОУ, психологов, методистов, преподавателей педколледжей и педвузов (Приложение 3).
2. Выездные курсы в регионы (базового и технологического уровня).
3. Дистанционные курсы подготовки учителей начальной школы и учителей математики средней школы к работе по программе математики «Учусь учиться» (базовый уровень).
На этапе 2
Научно-методическая литература, которая поможет учителям, школам, методическим службам разработать программы перехода к ФГОС (Приложение 4), в том числе:
1. Л.Г. Петерсон Деятельностный метод обучения: образовательная система «Школа 2000…» – М., 2007.
2. Как перейти к реализации ФГОС второго поколения по образовательной системе деятельностного метода обучения «Школа 2000…» / Под ред. Петерсон Л.Г. – М., 2007.
4. Л.А. Аверкиева, Т.В. Текнеджян. Разработка ООП школы при переходе к ФГОС по ДСДМ «Школа 2000...»: программадуховно-нравственного развития и воспитания, программа формирования УУД, программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни / Под ред. Петерсон Л.Г. – М., 2011.
5. Л.Г. Петерсон, М.А. Кубышева. Надпредметный курс «Мир деятельности». – М., 2011.
6. Л.Г. Петерсон. Математика: Рабочие программы, 1—6 классы – М. 2011.
На этапе 3
1. Информационные конференции в Москве и регионах, веб-конференциии веб-семинары.
2. Круглые столы, практические семинары с демонстрацией и обсуждением открытых уроков, мастер-классы, презентации опыта работы, консультации, информационная поддержка на сайте ЦСДП «Школа 2000…»: www.sch2000.ru.
3. Стажировки, патронат.
На этапе 4
1. Модель построения образовательного пространства школы на деятельностной основе при переходе к ФГОС: этапы работы, задачи каждого этапа, результаты и способы их достижения, примерные планы работы, методическое обеспечение.
2. Модель построения образовательного пространства региона на деятельностной основе при переходе к ФГОС: этапы работы, задачи каждого этапа, результаты и способы их достижения, примерные планы работы, методическое обеспечение.
3. Подготовка тьюторов обучающих команд для трансляции ДСДМ и методического сопровождения учителей, осваивающих деятельностный метод обучения (школа, регион).
4. Обмен ссылками на сайты (на сайте ЦСДП «Школа 2000…» размещается ссылка на сайт вашего учреждения, а на сайте вашего учреждения – ссылка на сайт ЦСДП «Школа 2000…»).
На этапе 5
1. Диагностический инструментарий, соответствующий требованиями ФГОС.
2. Организация во всех регионах России экспериментальной работы по апробации образцов заданий для диагностики и контроля уровней освоения УУД и умения учиться (для классов, работающих по курсу математики «Учусь учиться» Л.Г. Петерсон и надпредметному курсу «Мир деятельности»).
Закрыть текст и читать далее.
Мы предлагаем Вам скачать презентацию с более подробной информацией о ЦСДП «Школа 2000…»

(Для того, что бы скачать файл, нажмите правой кнопкой мыши на ссылку, и выберите в меню пункт "Сохранить объект как...")
Если Вы разделяете наши убеждения и принимаете предложенную стратегию, то для создания индивидуальной программы сотрудничества предлагаем заполнить анкету обратной связи
Приложения:
Директор Центра системно-деятельностной педагогики «Школа 2000…» АПК и ППРО, д.п.н., профессор, лауреат Премии Президента РФ в области образования
Людмила Георгиевна Петерсон
Прикрепленные файлы: