Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени НОО
(составная часть Основной образовательной программы образовательного учреждения)
Общий подход к формированию УУД.
В общей концепции перехода учителей и школ к ФГОС НОО на основе образовательной системы «Школа 2000...» [2] указывается, что <>формирование любых личностных новообразований − умений, способностей, личностных качеств возможно только в деятельности (Л.С. Выготский) и проходит через следующие этапы:
1 этап – приобретение первичного опыта выполнения действия и мотивация;
2 этап – формирование нового способа (алгоритма) действия, установление первичных связей с имеющимися способами;
3 этап – тренинг, уточнение связей, самоконтроль и коррекция;
4 этап – контроль.
Этот же путь обучающиеся должны пройти и при формировании универсальных учебных умений и способностей, но изучаемые алгоритмы действий будут носить уже не узко предметный, а надпредметный характер: освоение норм целеполагания и проектирования, самоконтроля и коррекции собственных действий, поиска информации и работы с текстами, коммуникативного взаимодействия и др.
Следовательно, для того чтобы сформировать у обучающихся любое универсальное учебное действие (УУД), каждый ученик должен пройти следующий путь, состоящий из четырех этапов:
1) вначале при изучении различных учебных предметов у учащегося формируется первичный опыт выполнения осваиваемого УУД и мотивация к его самостоятельному выполнению;
2) основываясь на имеющемся опыте, учащийся осваивает общий способ (алгоритм) выполнения соответствующего УУД;
3) далее изученное УУД включается в практику учения на предметном содержании различных учебных дисциплин, а также во внеурочную деятельность и систему воспитательной работы образовательного учреждения, затем организуется самоконтроль его выполнения и, при необходимости, коррекция;
4) в завершение, организуется контроль уровня сформированности данного УУД и его системное практическое использование в образовательной практике, как на уроках, так и во внеурочной деятельности.
Достигнуть этого можно, применяя в образовательном процессе такое педагогическое средство, как дидактическая система деятельностного метода обучения «Школа 2000…» и спецкурс «Мир деятельности».
Содержание программы
- Пояснительная записка (общий подход к формированию универсальных учебных действий у обучающихся на ступени НОО)
- Основная цель и планируемые результаты реализации программы, задачи поэтапного формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени НОО
- Контроль формирования УУД
- Коррекционная работа по формированию универсальных учебных действий у обучающихся на ступени НОО
- Литература
Приложения
- № 1 «Планируемые результаты формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени НОО»,
- № 1а «Планируемые результаты формирования УУД в 1-4 классах в процессе преподавания предметов учебного плана»,
- № 2 «Тематическое планирование надпредметного курса «Мир деятельности» и ориентировочная основа для разработки рабочих программ формирования УУД в урочной и внеурочной деятельности»,
- № 2а «Рабочая программа по курсу математики 1 класса»,
- № 3 «Методический комплекс для оценки сформированности универсальных учебных действий»,
- № 4 «План мероприятий по профилактике негативных явлений при реализации программы формирования УУД В НОО».
Прикрепленные файлы: