Программа для апробации надпредметного курса «Мир Деятельности (МИД)»
по формированию универсальных учебных действий и связанных с ними способностей и личностных качеств у учащихся в общеобразовательной начальной школе 1−4.
Научный руководитель - Л.Г. Петерсон
д.п.н., профессор кафедры начального и дошкольного образования АПК и ППРО, директор Центра системно-деятельностной педагогики «Школа 2000…» АПК и ППРО, лауреат Премии Президента РФ в области образования за 2002 год.
Руководитель проекта – М.А. Кубышева
к.п.н., доцент кафедры естественно-математического образования АПК и ППРО, зам. директора по научно-методической работе Центра системно-деятельностной педагогики «Школа 2000…» АПК и ППРО.
3. Примерное тематическое планирование курса «Мир деятельности»
1 класс
1 ч в неделю, всего 32 часа
I четверть (8 часов)
1. Тема: «Учиться… А что это значит?»
Цель: Сформировать представление об УД (2 шага).
2. Тема: «Как устроено общение? Доброе слово».
Цель:
1)Сформировать представления о структуре общения.
2) Построить основные правила общения, основанные на доброжелательности (вежливые слова, вред кличек, сочувствие, комплименты).
Предложить каждому дома придумать одно правило поведения на уроке, соответствующее правилам культурного общения.
3. Тема: «Правила поведения на уроке».
Цель: На основе опыта, приобретенного учащимися на уроках в течение первых трех недель, и правил общения составить общий список правил поведения на уроках (5?7 правил: как надо сидеть, поднимать руку и т.д.)
4. Тема: «Учимся работать вместе».
Цель: Построить простейшие правила работы в паре и группе.
5. Тема: «Учитель и ученик. Цель и результат».
Цель: Сформировать представление о функции учителя и ученика на уроке, о цели и результате учебной деятельности.
6. Тема: «Как проверить свою работу».
Цель:
1) Построить алгоритм самопроверки своей работы по образцу.
2) Сформировать представление о доказательстве своей правоты с помощью образца.
7. Тема: «Как исправить свою ошибку».
Цель:
1) Построить алгоритм исправления ошибок.
2) Закрепить понятия образца и эталона.
8. Тема: «Домашнее задание делаю самостоятельно».
Цель: Построить алгоритм выполнения домашнего задания.
II четверть (7 часов)
9. Тема: «Как выяснить, что я не знаю?» (Структура I шага УД.)
Цель: На основе обобщения опыта проведения уроков математики в I четверти, сформировать представление о последовательности действий на первом шаге УД (повторить необходимое; подвести итог повторения; попробовать сделать новое задание; зафиксировать свое затруднение; подумать; найти причину затруднения).
10. Тема: «Пробное учебное действие. Затруднение… С чего начать?».
Цель: Сформировать представление о пробном учебном действии и затруднении как о необходимых этапах учения.
11. Тема: «Не могу? ? Подумаю почему».
Цель: Построить способ действий «затруднение ? думаю» как необходимый этап ответа на вопрос «Что я не знаю?».
12. Тема: «Как найти причину затруднения».
Цель: Построить алгоритм выявления причины затруднения в пробном учебном действии.
13. Тема: «Как выяснить, что я не знаю» (Рефлексия I шага УД.)
Цель: Закрепить последовательность этапов на первом шаге учебной деятельности и изученные способы их осуществления.
14. Тема: «Ценности нашей жизни».
Цель:
1) Сформировать представление о ценностях как о важных достижениях людей, которые помогают в жизни каждому человеку.
2) Создать ценностную диаграмму класса.
15. Тема: «Истинные и ложные ценности».
Цель: Сформировать представления об истинных и ложных ценностях.
III четверть (10 часов)
16. Тема: «Как построить новый способ?» (Структура II шага УД.)
Цель: На основе обобщения опыта проведения уроков математики в I?II четвертях, сформировать представление о последовательности действий на втором шаге УД (постановка цели; построение нового способа; усвоение; самопроверка).
17. Тема: «Ставлю цель!».
Цель:
1) Сформировать представление о цели УД.
2) Построить алгоритм постановки цели УД.
18. Тема: «Путь к цели: узнаю новое».
Цель: Сформировать представление о том, что дорога к новому знанию строится с помощью того, что уже изучено.
19. Тема: «От знаю к умею».
Цель:
1) Выявить отличие знаний и умений, сформировать представление о повторении, тренировке как необходимом этапе перехода от знания к умению.
2) Построить алгоритм перехода от знания к умению.
20. Тема: «Как построить новый способ» (Структура II шага УД.)
Цель: Закрепить последовательность этапов на втором шаге учебной деятельности и изученные способы их осуществления.
21. Тема: «Духовные и материальные ценности».
Цель:
1) Сформировать представления о духовных и материальныхценностях, выявить признаки их отличия.
2) Организовать работу однодневного классного музея «Ценности моей семьи».
3) Сформировать восприятие материальныхценностей как средства созидания духовных ценностей.
22. Тема: «Жизнь и здоровье».
Цель:
1) Раскрыть приоритет данной ценности, сформировать ценностное отношение каждого ребёнка к своей жизни и своему здоровью.
2) Раскрыть понятие «здоровый образ жизни», как фундамент каждой ценности.
23. Тема: «Семья».
Цель:
1) Раскрыть приоритет данной ценности, сформировать ценностное отношение каждого ребёнка к своей семье.
2) Сформировать у каждого ребенка представление о себе, как составной части своей семьи; творце ее истории.
24. Тема: «Знание».
Цель:
1) Открыть ценность «знания» как общемировой современной ценности, позволяющей развивать не только себя, но и мир вокруг.
2) Сформировать у каждого ребенка желание быть человеком знающим и представление о себе как о созидателе.
25. Тема: «Что значит учиться» (Праздник: «Невероятные приключения первоклассников в тридевятом царстве, или история о том, что значить учиться»)
Цель:
1) Систематизировать знания о структуре УД, сформированные в текущем учебном году.
2) В игровой форме провести путешествие по открытым для себя этапам УД.
IV четверть (7 часов)
26. Тема: «Учимся работать дружно. Я ? автор».
Цель:
1) Сформировать представление об основных ролях в структуре коммуникации: автор и понимающий.
2) Сформулировать правила высказывания «автором» своих суждений.
27. Тема: «Учимся работать дружно. Я - понимающий».
Цель:
1) Сформулировать правила поведения «понимающего», вопросы на понимание.
2) Тренировать навыки понимания с использованием приема «пара фраз».
28. Тема: «Как понимать друг друга без слов».
Цель:
1) Сформировать представление о культурных способах выражения своих чувств и эмоций.
2) Выработать правила поведения, позволяющие, с одной стороны, сдерживать свои негативные эмоции, а с другой ? помочь другому справиться со своими эмоциями.
29. Диагностика уровня сформированности организационно-рефлексивных умений.
Цель: Определить уровень освоения учащимися системы норм УД.
30. Тема: «Родина».
Цель:
1) Раскрыть приоритет данной ценности, сформировать ценностное отношение каждого ребёнка к России.
2) Сформировать у каждого ребенка восприятие себя, как гражданина своей страны.
31. Тема: «Природа, Земля».
Цель:
1) Раскрыть приоритет данных ценностей, организовать осознание взаимосвязи Человека и Природы.
2) Сформировать восприятие себя как жителя планеты Земля, как важную составную часть природы.
Предложить каждому придумать одно правило поведения, которое поможет беречь Природу.
32. Тема: «Что для нас ценно: творческая гостиная для детей и родителей».
Цель:
1) Сформировать представление о ценностях как опыте поколений, открыть единство духовных ценностей для любого возраста.
2) Сформировать стремление становиться лучше самому, делать лучше мир, который тебя окружает.
3) В игровой форме провести путешествие по открытым для себя в течение учебного года ценностям, наметить перспективы открытия новых ценностей.
4) Сформулировать правила поведения, которые помогут беречь Природу.
Прикрепленные файлы: