Роль Ассоциации «Школа 2000...» в реализации ценностей современного обучения
В системе духовных оснований культуры идеалы прогресса, изменений, инноваций всегда тесно связаны с пониманием человеком своих возможностей и места в окружающем мире. При этом могущественным средством нравственно-идеологического формирования личности, раскрытия и развития ее индивидуальности, устойчивого интереса к самостоятельной творческой деятельности во все времена было образование. Иначе говоря, понимание деятельностной основы мира, в котором мы живем, возникает только в результате воспитания требуемых качеств и умений.
Деятельность задается целевыми установками, средствами и технологией. Изменение целей влечет за собой изменение методов, которыми оперирует субъект деятельности. Таким образом, приоритетным элементом организации деятельности являются целевые установки, предопределяемые, в свою очередь, системой ценностей, сформированной в процессе воспитания.
Как правило, предпочтение тем или иным ценностям задает соответствующее направление деятельности и приводит к результатам, которые можно рассматривать с позиции существующих в социуме этических норм.
Обучение - особый вид деятельности, направленный на изменение способностей человека. Приобретение новых способностей происходит, если индивид включен в процесс трансформации качеств и типов деятельности. Другими словами, его способности должны представлять собой систему, которая адекватна процессу познания и окружающей действительности. Пренебрежение общественно значимыми ценностными ориентациями чревато утратой духовного отношения к миру, так как воспитание всегда направлено на сердце учащегося, страсти и устремления которого требуется упорядочивать и облагораживать.
Поскольку педагогическое общение представляет собой целостную систему социально-психологического взаимодействия и воздействия, содержащую в себе обмен информацией, воспитательное воздействие и организацию взаимоотношений с помощью коммуникативных средств, то образование можно рассматривать как систему идей, типов деятельности, общения и способов практического воздействия на окружающую действительность. Поэтому социальные потрясения и реформы напрямую затрагивают образовательную сферу При этом на нее возлагается высокая ответственность за происходящее. Однако сегодня далеко не всеми осознается потребность создания школы, в основе которой лежит уважение к личности ребенка и приоритет его интересов.
Основной проблемой для современного российского образования является переход от одних ценностей к другим. Социальный заказ сформулировал потребность в новых, духовно развитых, членах общества, обладающих креативными, аналитическими и коммуникативными качествами, способных к самообразованию и самореализации. Отсюда - одна из главных задач воспитания: пробудить интерес человека к самому себе. Когда это удастся в полной мере сделать, духовное возрождение России станет по-настоящему возможным.
В сфере образования на протяжении десяти последних лет дидактическая система, созданная в Ассоциации «Школа 2000...»», отражает один из наиболее серьезных подходов к развивающему обучению: технология деятельностного метода нацелена на формирование необходимых в современных условиях качеств и ценностей духовно развитой личности в процессе профессионального развития.
К достижениям научного коллектива Ассоциации «Школа 2000...» можно отнести: формирование у педагогов и общественности современных представлений о фундаментальности образования, подготовку педагогических кадров и организацию инновационной экспериментальной работы на базе Центра системно-деятельностной педагогики «Школа 2000...» АПК и ПРО, создание и внедрение условий непрерывного освоения профессиональных знаний, предоставление высокого качества образовательных услуг.
Российская академия образования выражает коллективу Ассоциации «Школа 2000...» глубокую признательность за существенный научный вклад в развитие образовательных технологий, отвечающих современным общественным требованиям.
Президент Российской академии образования
Н.Д. Никандров
Прикрепленные файлы: