Деятельностный метод обучения Л.Г. Петерсон

Технология деятельностного метода обучения Л.Г. Петерсон: урок развивающего контроля


Уроки развивающего контроля проводятся в завершение изучения крупных разделов курса, предполагают написание контрольной работы и ее рефлексивный анализ.

Уроки развивающего контроля (РК) имеют следующую структуру:

1) мотивация к учебной деятельности;

2) актуализация и фиксирование индивидуальных затруднений в контрольной работе;

3) локализация затруднений;

4) построение проекта выхода из затруднений;

5) реализация построенного проекта;

6) обобщение затруднений во внешней речи;

7) самостоятельная работа с самопроверкой по эталону;

8) включение в систему знаний и повторение;

9) рефлексия учебной деятельности на уроке.

 

Уроки РК по своей структуре, методике подготовки и проведению напоминают уроки рефлексии. Вместе с тем, уроки этих двух типов имеют некоторые существенные различия.

Дело в том, что теоретически обоснованный механизм деятельности контроля предполагает:

1)  предъявление контролируемого варианта;

2)  наличие понятийно обоснованного эталона (а не субъективной версии);

3)  сопоставление проверяемого варианта с эталоном установленным способом;

4)  оценка результата сопоставления в соответствии с заранее согласованным критерием.

Поэтому на уроках развивающего контроля, в отличие от уроков рефлексии, при проведении контрольной работы акцент делается не только на самопроверку усвоения знаний, выявление и коррекцию затруднений, но и, прежде всего, на согласование критериев оценивания результатов учебной деятельности, их применение и фиксирование полученного результата в форме отметки.

Поскольку данные уроки подводят итог изучению значительного по объему материала, то содержание контрольных работ по объему в 2–3 раза превышает обычные самостоятельные работы, предлагаемые на уроках рефлексии. Поэтому уроки развивающего контроля проводятся в два этапа:

1) написание контрольной работы и ее критериальное оценивание;

2) рефлексивный анализ учащимися выполненной контрольной работы и коррекция ими допущенных в работе ошибок.

Данные этапы проводятся на двух уроках, которые разделены временем, необходимым учителю для проверки работ детей (это время не должно превышать 1–2 дней). Следует отметить, что если дети приучены к самопроверке, то время на проверку работ существенно уменьшается, поскольку учителю остается оценить лишь объективность самопроверки и аккуратность ведения тетрадей.

В зависимости от того, у кого находится эталонный вариант (критерии), различают следующие формы организации уроков развивающего контроля: самоконтроль, взаимоконтроль и педагогический контроль.

Самоконтроль предполагает предъявление эталонного варианта ученику, самостоятельное сопоставление им собственного варианта с эталонным с последующей самооценкой на основе установленных критериев.

При взаимоконтроле держателем эталона является другой ученик. При этом формирование умений самооценки происходит через проверку справедливости оценки, поставленной другим учеником, и рефлексивный анализ допущенных ошибок.

Педагогический контроль развивающей направленности предполагает, что держателем эталона является педагог. Формирование умений самооценки происходит через согласование с учителем результата на основе установленных критериев и рефлексивный анализ допущенных ошибок.

Перейдем к описанию основных требований к этапам уроков развивающего контроля (для уроков, организованных в форме «педагогический контроль»).

I урок (Проведение контрольной работы)

1. Основной целью этапа мотивации к учебной деятельности является, как и раньше, выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности к выполнению нормы учебной деятельности, однако здесь речь идет о норме контрольно-коррекционной деятельности.

Для реализации этой цели требуется:

1) определить основную цель урока и актуализировать требования к ученику со стороны контрольно-коррекционной деятельности («надо»);

2) уточнить форму контроля, процедуру контроля, критерии выставления отметки («надо»);

3) создать условия для возникновения у ученика желания включиться в контрольно-коррекционную деятельность («хочу»);

4) организовать осознание учащимися тематических рамок урока («могу»).

2. Основной целью этапа актуализации и фиксирования индивидуальных затруднений в контрольной работе является подготовка мышления учащихся, осознание ими потребности в контроле и самоконтроле своего результата и выявлении причин затруднений в собственной деятельности. Для этого необходимо:

1)  организовать перечисление учащимися знаний, запланированных для контроля и рефлексивного анализа (определений, алгоритмов, свойств и т.д.);

2)  активизировать соответствующие мыслительные операции (анализ, сравнение, аналогия и т.д.) и познавательные процессы (внимание, память и т.д.);

3)  организовать индивидуальное написание учащимися контрольной работы;

4)  организовать самопроверку учащимися своих работ по образцу и фиксацию полученных результатов (без исправления ошибок);

5)  предоставить возможность учащимся провести самооценку своих работ по заранее обоснованному критерию.

Второй урок соответствует уроку работы над ошибками контрольной работы в традиционной школе и проводится после проверки ее учителем. Он включает в себя этапы 3–9, являющиеся непосредственным продолжением этапов 1–2 первого урока.

Для учащихся, не допустивших ошибки, на этапах 3–6 второго урока организуется выполнение заданий более высокого уровня сложности по данной теме или заданий пропедевтического характера. Учитель может предложить этим учащимся также роль консультантов для одноклассников, которым нужна помощь.

Для учащихся, допустивших ошибки, организуется прохождение этапов 3–6.

На этапах 7–9 обе группы учащихся работают вместе.

II урок (Анализ контрольной работы)

3. Основной целью этапа локализации затруднений является выявление учащимися места и причины собственных затруднений в выполнении контрольной работы, а также выявление учащимися, допустившими ошибки, места и причины собственных затруднений в контрольной работе, а также формирование у них готовности к коррекционной работе.

Для реализации этой цели необходимо:

1) организовать мотивирование учащихся к контрольно-коррекционной деятельности («надо» – «хочу» – «могу») и формулировку ими основной цели урока;

2) воспроизвести контролируемые знания (правила, алгоритмы, понятия и пр.);

3) проанализировать правильность самопроверки учащимися своих работ и, если потребуется, согласовать оценки учеников с оценками учителя;

4) актуализировать алгоритм самопроверки и исправления ошибок (при необходимости);

5) организовать на основе этого алгоритма самостоятельное выявление и фиксацию учащимися места затруднения (где именно допущена ошибка) и причины затруднения (алгоритма, правила, свойства и т.д., в котором допущена ошибка).

Если учащиеся не смогли выявить самостоятельно место затруднения, то организовать эту работу по подробному образцу, а если не смогли выявить причину затруднения, – то по эталону для самопроверки.

4. Основной целью этапа построения проекта выхода из затруднения является проектирование учащимися своей коррекционной деятельности. Для этого необходимо, чтобы учащиеся:

1) сформулировали индивидуальную цель своих будущих коррекционных действий (а именно, какие понятия и способы действий им нужно уточнить и научиться правильно применять);

2) выбрать способ коррекции (как?) и соответствующие средства (с помощью чего?), то есть установили, какие конкретно изученные понятия, алгоритмы, модели, формулы, способы записи и т.д. им нужно уточнить и каким образом они будут это делать (самостоятельно, используя эталоны, учебник, анализируя выполнение аналогичных заданий на предыдущих уроках и др.);

3) составили план реализации поставленной цели.

5. Основной целью этапа реализации построенного проекта является осмысленная коррекция учащимися своих ошибок в контрольной работе и закрепление умения правильно применять соответствующие знания. Для этого, как и на уроке рефлексии, каждый учащийся, у которого были ошибки в контрольной работе, должен:

1) исправить свои ошибки самостоятельно выбранным методом с помощью алгоритма самопроверки и исправления ошибок;

2) выполнить задания на те знания, применение которых вызвало затруднение (часть заданий может войти в домашнюю работу);

3) выполнить самопроверку заданий по образцу.

6. Основной целью этапа обобщения затруднений во внешней речи является закрепление учащимися знаний (определений, правил, свойств и пр.), вызвавших затруднение.

Для реализации этой цели, подобно урокам рефлексии, организуется:

1) обсуждение типовых затруднений;

2) проговаривание учащимися, допустившими ошибки, тех определений, правил, свойств, которые вызвали затруднение.

7. Основной целью этапа самостоятельной работы с самопроверкой по эталону, как и на уроке рефлексии, является самопроверка учащимися умения применять знания, запланированные для рефлексивного анализа и создание (по возможности) ситуации успеха. 

Для реализации этой цели необходимо, чтобы учащиеся, допустившие ошибки в контрольной работе:

1) выбрали и выполнили самостоятельно задания, аналогичные тем заданиям контрольной работы, в которых были допущены ошибки;

2) проверили свои работы по эталону для самопроверки и зафиксировали знаково результаты;

3) зафиксировали преодоление возникшего ранее затруднения или его сохранение.

В это время учащиеся, не допустившие ошибки в контрольной работе, выполняют самопроверку дополнительных заданий поискового и творческого характера по предложенному образцу.

В завершение этапа, учитель фиксирует индивидуальный успех учащихся, как в коррекционной деятельности, так и в выполнении дополнительных заданий, и создает общий позитивный настрой на ожидание успеха от всех учащихся.

8. Основной целью этапа включения в систему знаний и повторения является выполнение заданий, необходимых для обеспечения содержательной непрерывности. Для этого учащиеся:

1) выполняют задания поискового, творческого характера, в которых требуется применить изученные знания;

2) выполняют задания на подготовку к изучению следующих разделов курса.

9. Основной целью этапа рефлексии учебной деятельности на уроке является осознание учащимися метода преодоления затруднений и самооценка ими своей учебной деятельности. Для реализации этой цели необходимо:

1) организовать фиксацию учащимися цели и способа контрольно-коррекционной деятельности;

2) организовать перечисление определений, правил, свойств, вызвавших затруднение;

3) организовать фиксацию степени соответствия поставленной цели и результатов деятельности;

4) организовать самооценку учениками собственной учебной деятельности;

5) определить пути коррекции затруднений, которые не удалось преодолеть на уроке (при необходимости);

6) наметить направления дальнейшей учебной деятельности и согласовать домашнее задание (с элементами выбора, творчества).

Для того чтобы сделать процесс освоения новой технологией постепенным как для учителя, так и для учеников разработан базовый вариант реализации ТДМ. По сравнению с традиционной контрольной работой уже базовый уровень реализации ТДМ предполагает участие учащихся в процессе самооценки и создает условия для формирования универсальных учебных действий (в том числе регулятивных).

Скачать требования к уроку РК базового уровня


По материалам статьи:

Петерсон Л.Г., Кубышева М.А., Рогатова М.В. // Типология уроков деятельностной направленности. – МАНПО – 2016.