Деятельностный метод обучения Л.Г. Петерсон

Технология деятельностного метода обучения Л.Г. Петерсон: урок рефлексии


Урок рефлексии отличается от урока открытия нового знания тем, что в ходе него учащиеся фиксируют и преодолевают затруднения в собственных учебных действиях, а не в учебном содержании. Тем не менее, в основе его лежит тот же самый метод рефлексивной самоорганизации, что и в основе урока открытия нового знания.

Уроки рефлексии имеют структуру:

1) мотивация к учебной деятельности;

2) актуализация знаний и фиксирование индивидуальных затруднений в самостоятельной работе;

3) локализация затруднений;

4) построение проекта формирования умений;

5) реализация построенного проекта;

6) обобщение затруднений во внешней речи;

7) самостоятельная работа с самопроверкой по эталону;

8) включение в систему знаний и повторение;

9) рефлексия учебной деятельности на уроке.

 

Рассмотрим некоторые определения, которые важны для описания урока этого типа.

Под эталоном мы понимаем знаковую фиксация способа действия (нормы N). Эталон может быть представлен в разных видах (правило, алгоритм, формула, опорная схема и пр.). Главное, чтобы, во-первых, он грамотно описывал сущность выполняемых действий и, во-вторых, был сконструирован самими учащимися на уроке открытия нового знания, понятен им и являлся реальным инструментом выполнения заданий данного типа.

Образец – это результат реализации этой нормы на конкретном примере. Например, образцом для самопроверки текстовой задачи будет ответ к ней.

Подробный образец – полное описание хода выполнения задания. Например, подробным образцом для самопроверки текстовой задачи будет заполненная схема-модель задачи, все действия с пояснениями, выполненные в ходе решения задачи, и полный ответ.

Эталон для самопроверки – реализация способа действия, соотнесенная с эталоном (то есть подробный образец выполнения задания и все правила, которые применялись).

Для самопроверки учащиеся должны научиться пошагово сравнивать свою работу с эталоном. Однако это умение формируется у них не сразу. Сначала они учатся проверять свою работу по образцу, далее – по подробному образцу, затем поэтапно переходят к использованию эталона для самопроверки, и лишь после этого – к самоконтролю по эталону.

В ходе уроков рефлексии учащиеся используют алгоритм самопроверки и исправления ошибок (в курсе «Мир деятельности» варианты этого алгоритма дети строят сами, см. например, занятия по темам «Как проверить свою работу» (1 класс); «Как исправить свою ошибку» (2 класс); «Нахожу место и причину затруднения в самостоятельной работе» (3 класс) и др.).

Скачать вариант алгоритма самопроверки и исправления ошибок

Если уроки рефлексии проводятся системно, то данный алгоритм дети достаточно быстро осваивают и применяют, начиная с простейшего вида, а затем постепенно уточняя и детализируя его от урока к уроку.

Перейдем к описанию основных требований к этапам урока рефлексии.

1. Как и для урока открытия нового знания, основной целью этапа мотивации к учебной деятельности является выработка внутренней готовности выполнения нормативных требований к учебной деятельности, однако здесь речь идет о норме коррекционной деятельности. Для реализации этой цели требуется:

1) определить основную цель урока и актуализировать требования к учащимся со стороны коррекционной деятельности («надо»);

2) создать условия для возникновения у учащихся желания включиться в коррекционную деятельность («хочу»);

3) организовать осознание учащимися тематических рамок урока («могу»).

2. Основной целью этапа актуализации знаний и фиксирования индивидуальных затруднений в самостоятельной работе является подготовка учащихся к рефлексивному анализу своих знаний и умений. Для этого необходимо:

1)  при необходимости актуализировать алгоритм самопроверки и исправления ошибок (затруднений);

2)  организовать повторение учащимися знаний, запланированных для рефлексивного анализа (определений, алгоритмов, свойств и т.д.);

3)  организовать фиксацию актуализированных знаний в речи и знаках (эталоны) и их обобщение;

4)  активизировать соответствующие мыслительные операции (анализ, сравнение, аналогия и т.д.) и познавательные процессы (внимание, память и т.д.).

5)  обозначить основные эталоны, используемые в самостоятельной работе (например, алгоритмы – А1, А2, А3…; правила – П1, П2,…; свойства – С1, С2 и т.д.);

6)  мотивировать к учащихся к написанию самостоятельной работы № 1 на применение знаний, запланированных для рефлексивного анализа («надо» – «хочу» – «могу»);

7)  организовать выполнение самостоятельной работы № 1 с фиксацией в каждом задании используемых эталонов (в принятых обозначениях: А1, А2, П, С и т.д.);

8)  организовать самопроверку учащимися своих работ по образцу и фиксацию полученных результатов (без исправления ошибок);

9)  мотивировать к рефлексивному анализу своей деятельности с целью коррекции (при необходимости) ее результатов.

3. Основной целью этапа локализации затруднений является выявление учащимися места и причины собственных затруднений в самостоятельной работе (или их отсутствие). Данный этап проводится по-разному для групп учащихся, получивших разные результаты при самопроверке самостоятельной работы № 1:

1) учащиеся, не зафиксировавшие ошибки, выполняют самопроверку своих работ по эталону для самопроверки (чтобы исключить ситуацию, когда ответ случайно верный, а ход выполнения задания или его оформление – нет).

2) учащиеся, зафиксировавшие ошибки, выявляют и фиксируют с помощью алгоритма самопроверки место затруднения (где именно допущена ошибка) и причину затруднения (алгоритм, правило, свойство и т.д., в котором допущена ошибка); при необходимости для выявления места затруднения учащимся предоставляется подробный образец, а для выявления причины затруднения – эталон для самопроверки.

4. Основной целью этапа построения проекта формирования умений является проектирование учащимися своей деятельности по формированию умения применять знания, запланированные для рефлексивного анализа. Для этого учащиеся под руководством учителя должны:

1) уточнить цели своих будущих учебных действий;

2) выбрать способ и средства достижения поставленных целей;

3) составить план реализации поставленных целей.

5. Основной целью этапа реализации построенного проекта является закрепление умения правильно применять соответствующие способы действий по составленному на предыдущем этапе плану.

Для учащихся, допустивших ошибки в самостоятельной работе № 1, организуется:

1) самостоятельное исправление ошибок (при необходимости используется эталон для самопроверки);

2) выполнение и/или конструирование заданий на те знания, в которых допущены ошибки (часть заданий может войти в домашнюю работу);

3) самопроверка этих тренировочных заданий по образцу.

Учащиеся, не допустившие ошибок в самостоятельной работе, выполняют задания более высокого уровня сложности или выступают в качестве консультантов для учащихся, допустивших ошибки.

6. Основной целью этапа обобщения затруднений во внешней речи является закрепление учащимися знаний (определений, правил, свойств и пр.), вызвавших затруднение. Для реализации этой цели:

1) организуется обсуждение типовых затруднений;

2) учащиеся проговаривают правильные определения понятий и способы действий.

Важно, чтобы все эти вопросы проговаривали именно те учащиеся, у которых возникли затруднения.

7. Основной целью этапа самостоятельной работы с самопроверкой по эталону является самопроверка учащимися умения применять знания, запланированные для рефлексивного анализа и создание (по возможности) ситуации успеха. Для реализации этой цели учащиеся, допустившие ошибки:

1) выполняют самостоятельную работу № 2, аналогичную самостоятельной работе № 1, но при этом выбирают только те задания, в которых были допущены ошибки;

2) проводят самопроверку своих работ по эталону для самопроверки и фиксируют знаково результаты;

3) фиксируют преодоление возникшего ранее затруднения или фиксируют его сохранение.

В это время учащиеся, не допустившие ошибки в самостоятельной работе, выполняют самопроверку по предложенному образцу дополнительных заданий поискового и творческого характера.

В завершение этапа, учитель фиксирует индивидуальный успех, которые учащиеся продемонстрировали как в коррекционной деятельности, так и в выполнении дополнительных заданий, создает общий позитивный настрой на ожидание успеха от всех учащихся.

8. Основной целью этапа включения в систему знаний и повторения является выполнение заданий, необходимых для обеспечения содержательной непрерывности. Для этого учащиеся выполняют задания:

1) более высокого уровня сложности по данной теме;

2) на повторение ранее изученного и подготовку к изучению следующих разделов курса.

9. Основной целью этапа рефлексии учебной деятельности на уроке является самооценка учащимися своей учебной деятельности. Для реализации этой цели необходимо:

1) Организовать фиксацию учащимися цели и способа коррекционной деятельности.

2) Организовать перечисление способов действий, вызвавших затруднение.

3) Организовать фиксацию степени соответствия поставленной цели и результатов деятельности.

4) Организовать самооценку учениками своей учебной деятельности.

5) При необходимости определить пути коррекции затруднений, которые не удалось преодолеть на уроке.

6) Организовать выявление направлений дальнейшей учебной деятельности и согласование домашнего задания (с элементами выбора, творчества).

Для того чтобы сделать процесс освоения новой технологией постепенным как для учителя, так и для учеников разработан базовый вариант реализации ТДМ. Базовый вариант реализации ТДМ предполагает большую самостоятельность учащихся по сравнению с традиционным уроком повторения и закрепления и создает условия для формирования универсальных учебных действий (в том числе регулятивных).

Скачать требования к уроку рефлексии базового уровня

По материалам статьи:

Петерсон Л.Г., Кубышева М.А., Рогатова М.В. // Типология уроков деятельностной направленности. – МАНПО – 2016.