Деятельностный метод обучения Л.Г. Петерсон

Технология деятельностного метода обучения Л.Г. Петерсон: урок построения системы знаний


Уроки построения системы знаний (ПСЗ) призваны формировать у учащихся представления о методах изучаемой науки, ее роли и месте в системе наук, взаимосвязях между основными изучаемыми разделами и понятиями. С другой стороны, на этих уроках формируется ориентировочная основа действий, позволяющая детям осмысленно осваивать содержание учебного предмета и систематизируются изученные ими знания. Данные уроки обычно проводятся в начале и в конце изучения некоторых крупных разделов курса.

Уроки построения системы знаний имеют следующую структуру:

1) мотивация к учебной деятельности;

2) актуализация знаний и фиксирование индивидуальных затруднений в построении системы знаний;

3) выявление места и причины затруднения;

4) построение проекта выхода из затруднения;

5) реализация построенного проекта;

6) первичное закрепление с проговариванием во внешней речи;

7) самостоятельная работа с самопроверкой по эталону;

8) включение нового знания в систему знаний и повторение;

9) рефлексия учебной деятельности на уроке.

 

1. Основной целью этапа мотивации к учебной деятельности является, как и раньше, выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности к включению в учебную деятельность. Для реализации этой цели необходимо:

1) определить основную цель урока и актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности («надо»);

2) создать условия для возникновения у учащихся желания включения в учебную деятельность («хочу»);

3) организовать осознание учащимися тематических рамок урока («могу»).

2. Основной целью этапа актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в построении системы знаний является подготовка мышления учащихся и формирование у них внутренней потребности: а) либо к построению маршрута предстоящего изучения некоторого нового раздела; б) либо к построению системы изученных знаний в завершение изучения раздела. Для этого необходимо организовать:

1) актуализацию всех объектов (понятий, фактов, способов действий, процессов и пр.), которые:

 а) либо составляют основу маршрута изучения нового раздела;

б) либо являются элементами системы, которую предполагается построить;

2) перечисление и фиксацию актуализированных объектов в речи и знаках;

3) активизацию соответствующих мыслительных операций, достаточных для построения новой системы знаний (сравнение, обобщение, аналогия и пр.);

4) пробное действие, связанное: а) либо с выстраиванием маршрута изучения нового раздела; б) либо с построением системы изученных знаний и/или определением области ее применения;

5) фиксацию индивидуальных затруднений в выполнении учащимися пробного учебного действия или его обосновании;

3. Основной целью этапа выявления места и причины затруднения является осознание учащимися того, каких именно знаний им не хватает. Для реализации этой цели необходимо организовать:

1) анализ (при необходимости, пошаговый) пробного действия;

2) фиксацию учащимися места затруднения – недостаточности их знаний для выполнения всего задания (сразу), либо для выполнения некоторого его шага (в результате пошагового анализа);

3) выявление и фиксацию ими причины затруднения, каких именно знаний им не хватает:

а) либо знаний о маршруте изучения содержания курса;

б) либо знаний о связях и отношениях между изученными объектами.

4. Основной целью этапа построение проекта выхода из затруднения является проектирование учащимися: а) либо маршрута изучения нового раздела; б) либо построения системы изученных знаний. Для этого необходимо организовать:

1) постановку цели своих будущих учебных действий (целью всегда является устранение причины возникшего затруднения);

2)  согласование темы урока;

3)  определение средств (модели, источники информации и т.д.) и способа построения системы знаний (обобщение, аналогия, классификация, сериация, иерархия, установление причинно-следственных связей, моделирование и пр.);

4)  составление плана реализации поставленной цели.

5. Основной целью этапа реализации построенного проекта является усвоение учащимися связей и отношений между элементами построенной системы. Для этого необходимо организовать:

1) реализацию учащимися построенного проекта в соответствии с планом;

2) фиксацию с помощью эталона нового знания в речи и знаках:

а) либо маршрута изучения нового раздела;

б) либо таблицы, схемы или прочих форм, отражающих связи и отношения между элементами построенной системы;

3) фиксацию преодоления затруднения.

6. Основной целью этапа первичного закрепления с проговариванием во внешней речи является усвоение учащимися: усвоение учащимися: а) либо маршрута предстоящего изучения нового раздела; б) либо системы изученных знаний и/или областей их применения. Для этого необходимо, чтобы учащиеся:

1) выполнили (фронтально, в группах, в парах) задания, в которых они восстанавливают недостающие элементы системы, выстраивают их в нужно порядке и пр.;

2) при этом проговаривали вслух выполненные шаги и их обоснование.

7. Основной целью этапа самостоятельной работы с самопроверкой по эталону является самопроверка учащимися умения применять новое знание о построенной системе и коррекцию допущенных ошибок. Для этого необходимо, чтобы учащиеся самостоятельно:

1) выполнили типовые задания на применение знаний о построенной системе: а) либо о маршруте предстоящего изучения раздела; б) либо о связях и отношениях между изученными элементами построенной системы;

2) выполнили самопроверку самостоятельной работы по эталону для самопроверки (на начальных этапах возможно использование подробного образца);

3) выявили и при необходимости исправили допущенные ошибки.

Как обычно, по результатам самостоятельной работы учитель фиксирует индивидуальный успех учащихся в учебной деятельности и создает общий позитивный настрой на ожидание успеха от всех учащихся.

8. Основной целью этапа включения нового знания в систему знаний и повторения является осознание учащимися границ применения построенной системы и обеспечения содержательной непрерывности. Для этого необходимо организовать выполнение интересных для учащихся заданий, в которых они:

1) расширяют свои представления о построенном маршруте или системе знаний;

2) повторяют изученный материал и готовятся к изучению следующих тем.

9. Основной целью этапа рефлексии учебной деятельности на уроке является самооценка учащимися своей учебной деятельности. Для реализации этой цели необходимо организовать:

1) фиксацию учащимися цели учебной деятельности и нового содержания, изученного на уроке;

2) фиксацию шагов по достижению цели;

3) фиксацию степени соответствия поставленной цели и результатов учебной деятельности;

4) самооценку учениками собственной учебной деятельности на уроке;

5) фиксацию направлений дальнейшей учебной деятельности и согласование домашнего задания (с элементами выбора, творчества).

Для того чтобы сделать процесс освоения новой технологией постепенным как для учителя, так и для учеников разработан базовый вариант реализации ТДМ. По сравнению с традиционным уроком обобщения и систематизации уже базовый уровень требований к уроку ПЗС предполагает большее участие учащихся в процессе структурирования информации и выявления связей  между объектами, что создает условия для формирования универсальных учебных действий (в том числе регулятивных).

Скачать требования к уроку ПСЗ базового уровня


По материалам статьи:

Петерсон Л.Г., Кубышева М.А., Рогатова М.В. // Типология уроков деятельностной направленности. – МАНПО – 2016.