Деятельностный метод обучения Л.Г. Петерсон

Технология деятельностного метода обучения Л.Г. Петерсон: урок открытия нового знания


Уроки открытия нового знания (ОНЗ) дают возможность организовать самостоятельную учебно-познавательную деятельность учащихся, целенаправленно и системно формируя у них весь спектр деятельностных способностей. Уроки ОНЗ имеют следующую структуру:

1) мотивация к учебной деятельности;

2) актуализация знаний и фиксирование индивидуальных затруднений в пробном учебном действии;

3) выявление места и причины затруднения;

4) построение проекта выхода из затруднения;

5) реализация построенного проекта;

6) первичное закрепление с проговариванием во внешней речи;

7) самостоятельная работа с самопроверкой по эталону;

8) включение нового знания в систему знаний и повторение;

9)  рефлексия учебной деятельности на уроке.

 

1. Основной целью этапа мотивации к учебной деятельности является выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований к учебной деятельности. Для реализации этой цели используется механизм «надо» – «хочу» – «могу»:

1) определяется основная цель урока и актуализируются требования к учащимся со стороны учебной деятельности («надо»);

2) создаются условия для возникновения у учащихся желания включиться в учебную деятельность («хочу»);

3) организовать осознание учащимися тематических рамок урока («могу»).

2. Основной целью этапа актуализации знаний и фиксирования индивидуальных затруднений в пробном учебном действии является подготовка к построению нового знания (понятия, свойства, способа действия и пр.). Для этого необходимо организовать:

1) актуализацию знаний, достаточных для построения нового знания;

2) перечисление и фиксацию актуализированных знаний в речи и знаках;

3) обобщение актуализированных знаний;

4) выполнение учащимися мыслительных операций, достаточных для построения нового знания (сравнение, обобщение, аналогия и пр.);

5) мотивацию к пробному учебному действию («надо» – «могу» – «хочу»);

6) самостоятельное выполнение учащимися пробного учебного действия;

7) фиксацию ими индивидуальных затруднений в выполнении пробного учебного действия или его обосновании.

3. Основной целью этапа выявления места и причины затруднения является осознание учащимися того, каких именно знаний им не хватает. Для реализации этой цели необходимо организовать:

1) анализ (при необходимости, пошаговый) пробного действия;

2) фиксацию места затруднения – учащиеся фиксируют недостаточность их знаний:

а) для выполнения всего задания (сразу);

б) для выполнения некоторого шага пробного действия (в результате пошагового анализа);

в) для обоснования своей гипотезы (при попытке предъявить критерий).

3) выявление и фиксацию причины затруднения – учащиеся фиксируют, какого именно знания им не хватает (определения, правила, алгоритма и пр.) для выполнения пробного действия и заданий такого типа вообще («что я пока не знаю»).

Понимание причины затруднения позволяет учащимся осознанно поставить цель своей учебной деятельности (а именно, устранить его причину) и перейти к проектированию путей реализации поставленной цели.

4. Основной целью этапа построения проекта выхода из затруднения является проектирование учащимися процесса построения нового знания. Для этого необходимо, чтобы учащиеся под руководством учителя:

1) поставили цель своей учебной деятельности (целью всегда является устранение причины возникшего затруднения);

2) предложили и согласовали тему урока (учитель при необходимости может ее уточнить);

3) определили способ (аналогия, моделирование, эксперимент, измерение, поиск информации в различных источниках и пр.) и средства (алгоритмы, модели, справочники и т.д.) построения нового знания;

4) составили план реализации поставленной цели.

5. Основной целью этапа реализации построенного проекта является построение учащимися нового знания и определение области его применения. Для этого необходимо, чтобы учащиеся под руководством учителя:

1)  реализовали построенный проект в соответствии с планом (в ходе реализации проекта учащиеся выдвигают и обосновывают гипотезы, выполняют предметные действия с моделями, схемами и т.д., применяют новое знание для решения задачи, вызвавшей затруднение);

2)  зафиксировали новое знание в речи и знаках (с помощью эталона);

3)  соотнесли построенное новое знание с учебником или другим критерием истинности (образец, справочник, энциклопедия и пр.);

4)  зафиксировали преодоление затруднения;

5)  уточнили общий характер нового знания и область его применения.

6. Основной целью этапа первичного закрепления с проговариванием во внешней речи является усвоение учащимися нового знания. Для этого необходимо, чтобы учащиеся:

1) выполнили (фронтально, в группах, в парах) несколько типовых заданий на применение нового знания в типовых ситуациях;

2) при этом проговаривали вслух выполненные шаги и их обоснование с помощью эталона.

7. Основной целью этапа самостоятельной работы с самопроверкой по эталону является самопроверка учащимися умения применять новое знание в типовых ситуациях и коррекцию допущенных ошибок. Для этого необходимо:

1) организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новое знание;

2) организовать самопроверку самостоятельной работы по эталону для самопроверки (на начальных этапах возможно использование образца или подробного образца);

3) организовать выявление и исправление учащимися допущенных ошибок;

4) создать (по возможности) ситуацию успеха для каждого ребенка.

В случае, когда при выполнении самостоятельной работы допущена ошибка, ситуация успеха заключается в ее выявлении и исправлении.

8. Основной целью этапа включения нового знания в систему знаний и повторения является выявление границ применимости нового знания и включение в систему изученных знаний, и одновременно – повторение изученного материала и подготовка к изучению следующих разделов курса. Для этого организуется:

1) выявление и фиксацию учащимися типов заданий, где используется новое знание;

2) выполнение заданий, в которых новое знание связывается с ранее изученными;

3) выполнение заданий, связанных либо с повторением и применением изученных ранее знаний, либо с пропедевтикой последующих тем.

9. Основной целью этапа рефлексии учебной деятельности на уроке является самооценка учащимися своей учебной деятельности. Для реализации этой цели необходимо организовать:

1) вербальную фиксацию цели учебной деятельности и нового содержания, изученного на уроке;

2) фиксацию способа, средств и шагов по достижению цели;

3) соотнесение поставленной цели и результатов учебной деятельности, фиксацию степени их соответствия;

4) самооценку учениками собственной учебной деятельности на уроке;

5) фиксацию направлений дальнейшей учебной деятельности и согласование домашнего задания (с элементами выбора, творчества).

Для того чтобы сделать процесс освоения новой технологией постепенным как для учителя, так и для учеников разработан базовый вариант реализации ТДМ. Базовый уровень реализации ТДМ предполагает большую самостоятельность учащихся по сравнению с методом проблемного объяснения учебного материала (и тем более традиционной объяснительно-иллюстративной технологией) и создает условия для формирования универсальных учебных действий (в том числе регулятивных). Следует понимать, что базовый уровень является упрощенным вариантом реализации ТДМ, эта переходная структура урока не является достаточной для того, чтобы умение учиться формировалось эффективно и надежно у всех учащихся, но необходима для того, чтобы переход к реализации ТДМ в полной ее мере стал возможным.

Скачать требования к уроку ОНЗ базового уровня

Этот вариант требований к организации урока может использоваться на переходном этапе при освоении новой технологии (ТДМ). На выбор используемого уровня реализации ТДМ (базовый или технологический) могут повлиять различные факторы: владение учителем методиками активизации деятельности учащихся, сложность изучаемого материала, возможность использования дидактических материалов для организации самостоятельной деятельности учащихся, ИКТ и пр. Так, например, педагог начальной школы уже владеющий ТДМ на технологическом уровне, в 1 классе будет использовать вариант требований базового уровня, так как дети еще не готовы к реализации ТДМ в полной ее мере в силу своего возраста и отсутствия у них опыта учебной деятельности.


По материалам статьи:

Петерсон Л.Г., Кубышева М.А., Рогатова М.В. // Типология уроков деятельностной направленности. – МАНПО – 2016.