Методические рекомендации по организации проведения уроков по курсу «Мир деятельности»


Консультации к урокам:

4. «Личностные качества ученика: активность в учебной деятельности».

5. «Учимся дружно. Работа в парах».


  • Курс «Мир деятельности» состоит из четырех параллельно развивающихся содержательно-методических линий, которые полностью включают в себя все виды универсальных учебных действий (УУД), определенные ФГОС: регулятивные, коммуникативные, познавательные и личностные.
  • Уроки организационно-рефлексивной линии обеспечивают формирование в достаточной полноте универсальных учебных действий, предусмотренных ФГОС, и умения учиться в целом.
    Уроки коммуникативной линии обеспечивают формирование норм поведения в классе, норм общения, норм коммуникативного взаимодействия и т.д.
    Уроки познавательной линии обеспечивают организацию саморазвития познавательных процессов, знакомство с методами и средствами познания, методами работы с информацией и т.д.
    Уроки ценностной линии создают условия для формирования нравственно-этических норм, ценностных ориентиров, норм самовоспитания, охраны здоровье и т.д.
    Урок по теме: «Личностные качества ученика: активность в учебной деятельности»
    является первым в цикле уроков по ценностной линии и направлен на формирование у первоклассников личностного качества «активность» как качества, помогающего ученику быть успешным в учебе. На уроке по теме «Учиться.. А что это значит?» учащиеся говорили о качествах личности, которые, по мнению детей, помогают в учебе, и зафиксировали их на лучиках солнышка. Солнышко со Смайликом, как образ ученика, прикреплено на стенде в классе. Накануне урока по теме: «Личностные качества ученика: активность в учебной деятельности» учитель убирает лучики солнышка со стенда. В течение учебного года на уроках ученики будут открывать для себя каждое качество личности, и солнышко постепенно заполнится лучиками. Эти уроки относятся к ценностной линии. В первом классе учащиеся открывают следующие качества личности: активность, честность, терпение, доброжелательность.



  • Новое знание, которое открывают для себя ученики на данном уроке: активность – это качество личности, которое помогает ученику успешно учиться. Активность в учебе понимается как выполнение учеником всех заданий с желанием.

    После открытия нового знания учитель вешает лучик со словом «активность» на изображении Солнышка.

    -Смотрите, на лучике появилось слово, как вы думаете – почему? (Мы нашли ответ на вопрос «Как учится активный ученик?»)

    Новое знание фиксируется в эталоне, который прикрепляется в классе. Для формирования данного личностного качества у каждого ученика этот эталон необходимо использовать на предметных уроках, которые рекомендуется проводить на основе технологии деятельностного метода обучения. Учитель на любом этапе урока имеет возможность обращать внимание на это качество как всего класса в целом, так и каждого ученика в отдельности.




  • На протяжении следующей недели ученики работают с «Копилкой достижений», где фиксируют свое знание об активности в учебной деятельности и умение его применять. На следующем уроке по курсу «Мир деятельности» подводятся итоги этой работы с помощью «Лесенки успеха». Ученики, опираясь на «Копилку достижений», оценивают свое умение быть активным на стороне «умею».

    Таким образом, данный урок является основой для формирования у учеников такого важного качества как «активность». Учащиеся понимают значимость активной позиции в учебной деятельности, как личностного качества, необходимого ученику в процессе обучения, осознанно учатся проявлять активность в учебной деятельности, отличать это качества от других (несдержанность, нетерпение и т.д.), и приобретают опыт самооценки этого умения на основе применения эталона.

    Урок по теме: «Учимся дружно. Работа в парах» является первым в цикле уроков по коммуникативной линии. Он направлен на построение учащимися основных правил работы в парах и имеет ключевое значение в формировании коммуникативных умений у первоклассников.


  • Новое знание, которое открывают для себя ученики – основные правила работы в парах:
    • Работать должны оба.

    • Один говорит, другой слушает.
    • Свое несогласие высказывай вежливо.
    • Если не понял – переспроси.

    Новое знание фиксируется в эталоне.



    В течение следующей недели на предметных уроках рекомендуется системно организовывать парную работу и использовать для ее оценки «Копилку достижений». Формировать умение применять правила работы в паре можно поэтапно. Так, на каждом уроке целесообразно делать акцент на одно из правил. Последовательная работа над каждым правилом поможет при организации самооценки с последующей коррекцией деятельности учащихся. Постепенно ученики научатся точно определять, какое правило ими соблюдалось, а какое нет, что позволит осознанно работать над своими затруднениями и их преодолевать.


  • Технология деятельностного метода обучения является прекрасной основой для системной организации работы в парах, а в последующем, и в группах, начиная с первого класса. Парную работу можно организовать на этапах актуализации знаний, реализации проекта, при первичном закреплении или включении в систему знаний. Это позволит систематически и целенаправленно формировать у учащихся умение применять правила работы в парах при совместной работе в учебной деятельности и опыт самооценки этого умения на основе применения эталона.

    Таким образом, на уроке по курсу «Мир деятельности», первоклассники, самостоятельно строят основные правила работы в паре, основанные на законах коммуникации, доброжелательности, взаимоуважении. А на предметных уроках, проводимых в технологии деятельностного метода обучения, приобретают положительный опыт их применения для получения высокого учебного результата.


Совместный труд воспламеняет в людях такую ярость свершения, какой они редко могут достичь в одиночку.

Эмерсон Р.

Удачи вам и творческих успехов!
Мы вместе, значит, у нас все получится!