Родительское собрание

«Чему и как учить современных детей»

Без сомнения, каждый родитель очень любит своего ребенка. Все мы думаем о судьбе своих детей, о том, что их ждет, как обеспечить их будущее. Ни для кого не секрет, что современные дети отличаются от своих сверстников, которые росли 15-20 лет назад: загруженность общества информацией так или иначе накладывает отпечаток на становление человека в целом. Они более независимы, более открыты, практически каждый ребенок уже с детства знаком с компьютером, мобильным телефоном. И это вполне естественно, меняется общество, меняемся мы сами. Изменившиеся современные условия жизни, требуют уже иных качеств от подрастающего поколения.

Возможно, многие из вас слышали, что с сентября 2010 года в начальной школе будут вводиться новые образовательные стандарты.

Что это за стандарты и чем они будут отличаться от предыдущих?
Под стандартами понимаются требования к результатам и качеству образования. Предыдущие образовательные стандарты были ориентированы только на сформированность у учащихся знаний, умений и навыков по различным предметам. Считалось, что для успешной адаптации выпускника школы достаточно усвоить общеобразовательную программу. Но мы-то с вами знаем, что на практике зачастую оказывается совсем не так. На современном этапе развития общества только лишь багажа знаний становится недостаточно. Научно-технический прогресс человечества продвинулся настолько вперед, и с каждым годом объем информации увеличивается в 5-6 раз. Таким образом, даже если школьное обучение растянуть на 12 лет, этого времени окажется мало, чтобы учащиеся смогли познакомиться с новыми знаниями, накопленными человечеством.

Поэтому перед образованием встал вопрос: чему и как учить детей?

На этот вопрос отвечают образовательные стандарты второго поколения. В документе «О приоритетных направлениях образования в Российской Федерации» отмечено, что «формируются современные представления о фундаментальности образования – это такое образование, благодаря которому человек способен самостоятельно работать, учиться и переучиваться». Таким образом, конкурентоспособность и безопасность личности и нации определяются сегодня, в первую очередь, не тем или иным уровнем сформированности у учащихся ЗУН по различным предметам, а их надпредметными умениями к самостоятельной организации собственной деятельности по решению задач и проблем, готовности к самоизменению, самовоспитанию и саморазвитию. Принципиальное отличие новых образовательных стандартов заключается в том, что целью здесь является не предметный, а личностный результат.

«Причем здесь мы – детский сад и родители, если стандарты вводятся только в начальной школе?»

- Притом, что во главу угла ставится личность ребенка. Где же, как не в семье формируется личность? Еще Ж.-Жак Руссо утверждал, что каждый последующий воспитатель оказывает на ребенка меньшее влияние, чем предыдущий. Родители и воспитатели детского сада являются теми предыдущими по отношению ко всем остальным: учителю начальных классов и учителям предметникам. Как справедливо отметила Марина Цветаева, человека нужно искать в детстве – там корни. Скажи мне, как прошло твое детство, и я скажу, что принесет тебе будущее…

Детство – тот уникальный период, когда закладываются черты характера, формируются основные модели поведения, отношение к себе и к окружающему миру. Вот почему так важно не пропустить столь значительный этап формирования человека, как его детство, и по возможности предложить ребенку конструктивные, позитивные, жизнеутверждающие идеи.

Задача взрослых заключается не просто в подготовке ребенка к школе: ознакомлении с явлениями окружающего мира, помощи в овладении навыками чтения и письма, формировании элементарных математических представлений. Самое главное – мы должны заложить прочный фундамент для успешной и счастливой жизни в будущем.

Из чего же складывается эта успешность?

Как можно научить ребенка успешности?

Давайте попробуем составить «портрет» успешного человека. Это человек, который:
  • не боится трудностей;
  • умеет и знает, как их преодолевать;
  • умеет делать адекватный выбор;
  • умеет ставить цели, соотносить свои возможности с поставленной целью и достигать ее;
  • умеет признавать свои ошибки и учиться на них;
  • верит в собственные силы;
  • умеет выражать и отстаивать свое мнение при этом уважает точки зрения других людей;
  • умеет общаться и договариваться с людьми;
  • умеет увидеть «необычное» в «обычном».
  • такой человек постоянно находится в состоянии самоизменения и саморазвития.
Всему этому необходимо учить детей с самого раннего возраста.

Для этого не обязательно выделять отдельное время или проводить специальные занятия. Все эти качества можно и нужно формировать каждую минуту, когда вы общаетесь со своим ребенком. Теперь давайте разберем, как же можно развивать эти качества.
Рассмотрим это на примере курса математики.

Наши занятия по программе «Школа 2000…» разработаны в технологии деятельностного метода.

Само название технологии говорит о том, что занятия проходят в деятельности. Это значит, что ребенок находится не в пассивной позиции, когда воспитатель преподносит ему готовые знания, а он лишь «впитывает» эту информацию по мере своих возможностей. Наши дети являются активными участниками процесса на протяжении всего занятия, они сами «открывают» и «добывают» знания. Мудрая китайская поговорка очень точно отражает идею наших отношений с детьми: «Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я, может быть, запомню. Дай мне сделать самому – и я пойму на всю жизнь».

На каждом занятии создается ситуация, когда дети сталкиваются с каким-либо затруднением (личностно-значимым для каждого ребенка) и самостоятельно ищут способы преодоления этого затруднения, предлагают свои варианты решения, пусть даже самые неожиданные и фантастические. В это время интенсивно работает их мозг, развивается вариативное, нестандартное мышление.

Здесь задача взрослого – не отсекать даже самые абсурдные детские варианты ответов, подвести ребенка к тому, что просто в данной ситуации этот способ не подходит. И так, из занятия в занятие, системно дети сталкиваются с ситуациями затруднения и сами преодолевают их. Это способствует формированию такого важного качества, как стрессоустойчивость.
Стрессоустойчивость
– это способность человека адаптироваться к различным благоприятным и неблагоприятным условиям среды, не пасовать перед трудностями, а стараться искать и находить наиболее оптимальный выход из любой жизненной ситуации. Кроме того, это еще является хорошей профилактикой наркомании. Учеными доказано, что на формирование предрасположенности к наркозависимому поведению существенно влияет такая психологическая особенность личности, как низкая стрессоустойчивость.

Дети сталкиваются на занятиях с затруднениями, пытаются самостоятельно их решить и, естественно, совершают ошибки. Ведь ситуацию затруднения создается взрослым сознательно, заведомо зная, что для решения данной задачи у детей не хватает определенных знаний или умений.

Как результат, у самих детей возникает потребность узнать, научиться.

И если на занятиях по традиционной системе совершить ошибку – это плохо и стыдно (нас учили именно так!), за нее ребенок получает негативную оценку и нарекание со стороны взрослого. То на занятиях по программе «Школа 2000…» педагогу очень важно дать ребенку возможность совершить ошибку, не торопить его своими подсказками, и тем более не ругать за неправильный ответ.

Пусть ребенок ошибется, а затем САМ найдет свою ошибку, признается в том, что он чего-то не знает.

Маленький человечек начинает понимать, что ошибаться – не страшно, главное – научиться извлекать уроки из своих ошибок, искать способы их устранения. Признавая право ребенка на ошибку, мы способствуем развитию его адекватной самооценки, снижаем уровень тревожности.

Что еще мы делаем, чтобы сформировать у ребенка уверенность в своих силах, положительное отношение к самому себе?
На занятии создается ситуация успеха для каждого ребенка.
Дети все разные, у кого-то из них больше склонность к математике, кто-то более силен в гуманитарных предметах. Но при этом очень важно на любом занятии заметить и отметить пусть даже самую маленькую победу каждого. Тогда ребята с удовольствием занимаются, стараются, получают жизненно важную установку:
«Я могу!»

В нашу программу включено очень много заданий, которые дети выполняют в группах. Мы учим детей договариваться между собой, выражать свою точку зрения. Если между детьми возникают какие-либо трения, взрослому не следует сразу же бежать на помощь, надо дать возможность детям самим разрешить конфликтную ситуацию. Все это им обязательно пригодиться и в школьной и во взрослой жизни.

Говоря о том, что мы учим детей ставить цели, находить способы и средства достижения этой цели, отстаивать свое мнение, обязательно стоит помнить о воспитательной стороне занятий. Нельзя, чтобы у них сформировалась установка «Цель любой ценой!» Очень важно сформировать в наших детях правильные ценностные ориентиры: уважение и терпимость к окружающим людям, бережное отношение к своему здоровью, к природе. Обо всем об этом и многом другом мы говорим с ребятами на занятиях.

И, конечно же, не стоит забывать, что все наши занятия проходят в игре. Игра, как вы помните, ведущая деятельность в этом возрасте. Дети играют, ходят в гости к сказочным героям, участвуют в различных приключениях и даже не догадываются о том, какая серьезная внутренняя работа происходит в этот момент.

Формируется ценная установка на всю жизнь:

«Учиться – интересно!»


Так мы формируем важную характеристику личности – готовность к самообучению и саморазвитию.


Усилия взрослых встречаются и взаимодействуют с собственной активностью ребенка, которую можно описать в виде коротких фраз:
  • «я хочу сам»;
  • «я могу»;
  • «я имею право на ошибку»;
  • «хочу этому научиться»;
  • «мне интересно»;
  • «как здорово, что у меня это получается»;
  • «я хороший»;
  • «мне важно, чтобы меня любили»;

Как видите, казалось бы, на обычных занятиях по математике можно готовить детей не просто к школе, а к жизни.


Итак, давайте, подведем итоги.
Что делает взрослый (воспитатель, родитель), который способствует развитию ребенка, росту его личности, его культурному обогащению?
Вот далеко неполный список форм участия:
  • воздерживается от вмешательства в дела ребенка;
  • признает право ребенка на ошибку;
  • дает возможность ребенку столкнуться с посильным для него затруднением;
  • привлекает к занятиям;
  • озадачивает, будит мысль;
  • вовлекает, увлекает;
  • создает «ситуации успеха»;
  • поддерживает, верит в ребенка;
  • заражает энтузиазмом, вдохновляет;
  • служит примером.

Мы уверены, что если мы объединим свои силы, и будем воспитывать наших детей, придерживаясь единых принципов воспитания, то поможем им стать более успешными и счастливыми!