Готов ли ребёнок к обучению в школе?

Ситуация 1

Настя ходит в подготовительную группу детского сада. Воспитатель периодически хвалит ее, но родители постоянно недовольны ею. Девочка очень медлительна, застенчива и неуверенна в себе. Мама считает, что она ленится. Папа заставляет переделывать задания в тетради, если оно выполнено «недостаточно хорошо». Настя то и дело говорит: «Я не умею, у меня не получается». «Я хочу поиграть». Родители недоумевают: «Но сколько же можно играть? А может быть, ее надо больше хвалить? Но за что?»

Решение

Давайте попробуем выяснить возможные причины, вызывающие у Насти нежелание учиться, а также основные ошибки, которые допускают взрослые.

Ребенок 6 лет должен быть уверен в своих силах. Неважно даже, в каком деле он будет добиваться успеха. В этом возрасте дети обобщают свои удачи и неудачи. Взрослым нужно спокойно относиться к неудачам детей, иначе их тревога передается детям. Нежелание ребенка писать, читать, можно объяснить тем, что он еще «не доиграл». По требованию взрослых дошкольник перестает играть, но совсем не откажется от нее, будет продолжать играть тайком.

Именно поэтому занятия по программе «Школа 2000…» для дошкольников проходят в игре. Дети играючи осваивают новые знания и способы действий. Это способствует не только сохранению их здоровья, но и формированию положительного отношения к познавательной деятельности. Ситуация успеха, которая создается на занятии для каждого ребенка, формирует  уверенность в своих силах.

Доверие, доброжелательность, своевременное поощрение – таким должно быть отношение ВЗРОСЛЫХ к детям, готовящимся к поступлению в школу.



Ситуация 2

Мама Пети (6 лет) считает, что ее сын имеет необходимый запас знаний, умений и навыков для обучения в школе. Он подготовлен интеллектуально и физически. И по другим показателям мама считает, что ребенок готов для обучения в школе. Но в беседе с сыном мама узнала, что у него нет желания идти в школу.

Решение

Для начала разберем, с чем связано такое рассогласование. Будет ли Петя успешно учиться в школе? Что необходимо предпринять?

Для успешного обучения в школе недостаточно наличия у ребенка необходимого запаса навыков, умений и уровня интеллектуального развития. Очень важно, чтобы перед первым классом ребенок был готов к социальной позиции школьника. Не всегда высокий уровень интеллектуального развития совпадает с личностной готовностью ребенка к школе. Такие ученики ведут себя в школе «по-детски», учатся неровно. При непосредственном интересе успехи будут, но если необходимо выполнить учебное задание из чувства долга и ответственности, то такой ученик делает его небрежно, наспех, ему трудно достичь нужного результата.

Очень важно еще до школы учить ребенка самостоятельно ставить цели, планировать свою деятельность, осуществлять самоконтроль и отвечать за результаты своей деятельности.  Эти деятельностные способности обеспечивают успешную адаптацию не только к школе, но и к жизни в современном обществе.