Новости

Уважаемые коллеги, данные консультации помогут вам разобраться в методических тонкостях программы, в особенностях проведения уроков по программе «Школа 2000...».

Тема консультации на октябрь месяц:

«Числовой период. Методические особенности введения чисел от 1 до 4».

Основная цель: сформировать представление о числах от 1 до 4, способность к их записи, сложению и вычитанию в пределах 5.

К началу октября заканчивается дочисловой период, в содержание которого входило: изучение свойств предметов, знакомство со смыслом арифметических действий сложения и вычитания и установление взаимосвязи между частями и целым. Основной целью данного периода была адаптация детей к школе, мотивация к учебному процессу вообще и к математике в частности. Большое внимание уделялось формированию мыслительных операций учащихся.

Изучение чисел относится к основной содержательно-методической линии всего курса математики Л.Г. Петерсон, а именно, к числовой линии.

Изучение числовой последовательности от 1 до 4 выделяется в первый этап изучения натуральных чисел. Это связано с психологической особенностью человека воспринимать предметы в небольшом количестве целиком, без пересчета.

В данном курсе математики предложена следующая методика изучения натуральных чисел:

1) Соотнесение числа с количеством предметов, точек.

2) Определение его места в числовом ряду (получение, характеристика числа, указание соседей числа).

3) Задания на отработку состава числа.

4) Соотнесение числа с геометрическим образом.

В результате изучения каждого числа у детей появляется фиксация новых знаний в форме эталона. Например, результатом изучения числа и цифры 4 будет следующий эталон *, в котором и отражена методика его изучения:

*Л.Г. Петерсон, Л.А. Грушевская, М.А. Кубышева.

«Построй свою математику».

Методическое пособие для 1-6 классов. – М.:УМЦ «Школа 2000...»,

2007.

При организации уроков, посвященных изучению чисел натурального ряда, целесообразно учитывать общие рекомендации:

1) На этапе актуализации знаний рекомендуется предлагать задания на повторение устной нумерации. При этом организовать упражнения по соотношению количества точек с цифрами, с количеством предметов.

2) Изучение числа должно сопровождаться иллюстрацией на числовом отрезке, домино, игральными костями, совокупностями предметов.

3) Необходимо включать как можно больше приемов работы на основе предметных действий детей с различными группами предметов.

4) При знакомстве с числами использовать игровые ситуации, связанные с путешествием, загадками, приглашением в гости, поиском клада, прихода этого числа на урок; различного стихотворного материала (В. Волина «Праздник числа»).

5) На этапе закрепления включать вопросы: Где встречали эту цифру? На что она похожа?

Просить детей с помощью пантомимы или жестами изобразить цифру, описать ее характер.

6) Для отработки вычислительных навыков рекомендуем проводить работу по решению задач, а также примеров в несколько действий. При этом важно чередовать работу по использованию разных «помощников» для счета: числового отрезка, линейки, пальцев, групп предметов.

Предлагаем Вашему вниманию сценарий урока по данной теме, разработанный в технологии деятельностного метода обучения «Школа 2000...», соответствующей современным целям образования.

Данная технология позволяет каждого ребенка включить в учебный процесс и системно формировать у него не только знания, умения и навыки по предмету, но и надпредметные умения: умение выполнять пробное учебное действие, фиксировать затруднение, выявлять его причину, ставить цель, составлять план действий, осуществлять выбор способов и средств достижения цели, реализовывать проект, проводить самоконтроль и самооценку собственных учебных действий, коррекцию ошибок и т.д.



Приложение: Урок 25

Тема: «Числовой отрезок».

Автор: Е.В. Синявская, (школа 1, г. Троицк), А.И. Шушковская (ЦСДП «Школа 2000…», АПК и ППРО РФ).

Основные цели:

1) формировать умение выполнять операции сложения и вычитания чисел на числовом отрезке;

2) повторить способ нахождения смежных чисел для данного числа, изменение числа на 1;

3) повторить формы предметов (шар, цилиндр); познакомить с конусом.