Методические рекомендации по организации проведения уроков по курсу «Мир деятельности»


Консультации к урокам:

1. «Учиться… А что это значит?»
2. «Учитель и ученик».

3. «Я ученик. Правила поведения на уроке».


  • Первые три урока надпредметного курса «Мир деятельности» относятся к организационно-рефлексивной линии и являются фундаментом в «формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности…» («ФГОС начального общего образования»).
  • На первом уроке по теме: «Учиться… А что это значит?» первоклассники открывают новое знание о том, что «ученик учится САМ и выполняет при этом 2 основных этапа учебной деятельности: выясняю «что я не знаю» и «сам нахожу способ». На этом знании строится вся дальнейшая учебная деятельность учащихся.
  • «Хорошее начало – половина дела». Поэтому следует обратить особое внимание на организацию первого урока, время и форму его проведения.
  • Мы предлагаем первый урок по курсу «Мир деятельности» провести в первый школьный день, после торжественной линейки. Пригласить на урок родителей. Пусть это будет урок-праздник!
  • Вместе с тем, мы понимаем, что в каждой школе существуют свои традиции, в первый день организуются экскурсии в школьный музей или другие мероприятия. Педагогу необходимо учитывать эмоциональную нагрузку первоклассников, особенности своего класса. Урок по теме: «Учиться… А что это значит?» можно провести и во второй день школьных занятий. Тогда в первый день лучше подготовить учеников к уроку, рассказать им о курсе «Мир деятельности», познакомить с главным героем курса – Смайликом, который будет помогать учащимся успешно учиться. Этот прием позволит заинтересовать первоклассников, мотивировать их к учебной деятельности. На первом уроке по новому курсу они будут чувствовать себя комфортно, легче включатся в урок.
  • Новое знание урока открытия нового знания (в том числе и первого урока по курсу «Мир деятельности») всегда фиксируется в виде эталона. Эталон – это главный вывод урока, знаковая фиксация нового знания. Эталон вывешивается в классе и раздается каждому ученику после нового открытия (все эталоны в увеличенном виде входят в демонстрационный материал, а индивидуальные эталоны входят в комплект «Мои открытия»). На предметных уроках в технологии деятельностного метода обучения учитель часто обращается к эталонам и включает знания об учебной деятельности в практику работы детей на каждом уроке. Например, после урока по теме: «Учиться… А что это значит?» учитель на предметных уроках может задать вопросы: «Кто учится?», «Что значит уметь учиться?», «Какой этап учебной деятельности вы уже прошли?», «Какой этап будет следующий?». Это позволяет уточнить и закрепить понимание учащимися двух этапов учебной деятельности и формировать умение самостоятельно фиксировать эти этапы.
  • На втором уроке по теме: «Учитель и ученик» учащиеся открывают следующее новое знание: роли учителя на уроке (организатор и помощник). В зависимости от роли учителя, учащиеся должны либо внимательно слушать учителя и старательно выполнять его задание (учитель-организатор), либо поднять руку и задать вопрос (учитель-помощник). Эти правила поведения ученика являются важным результатом урока и используются на всех последующих уроках в технологии деятельностного метода обучения. Например, в случае, когда дети на уроках выкрикивают с места, учителю достаточно задать вопросы: «В какой роли я сейчас нахожусь? (Ответ ученика.) Тогда, что ты сейчас должен делать?». В результате такой работы учащиеся осознают свою роль в учебной деятельности и роль учителя, понимают необходимость соблюдения правил поведения на уроке.
  • Особенностью урока по теме: «Я ученик. Правила поведения на уроке» является то, что учащиеся открывают новые правила поведения на уроке, исходя из функций учителя в учебной деятельности. Каждое правило фиксируется определенным знаком и помещается в одну из групп: в первую помещаются правила, которые надо соблюдать, когда учитель-организатор, а во вторую – те, когда учитель-помощник. В результате получается общий эталон, в котором зафиксированы основные выводы второго и третьего уроков. Эталон висит в классе в течение следующей недели. Обращаясь к эталону, учитель продолжает работу с изученными правилами на разных этапах предметных уроков, проводимых в технологии деятельностного метода обучения. Эти правила помогают организовать самостоятельную учебную деятельность учащихся и получить хороший результат на уроке.
  • Одним из особенностей курса «Мир деятельности» является организация работы с индивидуальной картой «Копилка моих достижений» и «Лесенкой успеха». Они состоят из двух разделов: «ЗНАЮ» и «УМЕЮ». Карта заполняется детьми после прохождения каждой темы по программе «Мир деятельности», начиная со следующего дня. Самодиагностика проходит ежедневно на протяжении всей последующей недели (5-ти дней) на любом предметном уроке, проводимом в технологии деятельностного метода обучения. Итог этой работы подводится в начале следующего урока по курсу «Мир деятельности» и фиксируется на «Лесенке успеха». Ученики могут критериально оценить свое знание (выше, ниже, не изменилось) и умение его применять. В результате у учащихся формируется рефлексивная самооценка своих знаний и умений.


Уважаемые коллеги!

Вы провели первые уроки по курсу «Мир деятельности». Поздравляем!

Каждый из Вас поднялся на новую ступеньку в освоении технологии деятельностного метода обучения. Ведь наш курс помогает не только ученикам успешно учиться, но и педагогам осваивать новый инструмент реализации ФГОС – деятельностный метод обучения!

У Вас есть вопросы, предложения? Пишите. Мы обязательно ответим Вам и поможем преодолеть затруднение.

Мы вместе, значит, у нас все получится!
Удачи вам и творческих успехов!