ВНИМАНИЕ! Вы находитесь на устаревшей версии сайта, которая не обновляется с 01.09.2022.
Рекомендуем Вам посетить наш новый сайт https://peterson.institute/

Разработка Словаря-тезауруса системно-деятельностной педагогики


Уважаемые коллеги!

В целях повышения эффективности перехода к ФГОС в России научный коллектив АПК и ППРО приглашает коллективы кафедр вузов, ИПК, ИУУ, ИРО, МЦ обеспечивающих подготовку педагогических кадров, школы, принять участие во Всероссийском сетевом научно-исследовательском проекте «Разработка Словаря-тезауруса системно-деятельностной педагогики (СДП)» (руководители проекта – д.п.н. Л.Г. Петерсон, директор Центра СДП «Школа 2000…» АПК и ППРО: к.филос.н. Е.А. Суворина, ст.н.с. Института СДП).

Вы можете принять участие в данном проекте в удобном для Вас формате:

1. Школы: понимание, согласование терминов и включение их в практику работы школы.

2. Вузы, сузы, школы: разработка словаря-тезауруса.

Мы предлагаем Вам, по Вашему желанию, выбрать тот формат, который актуальнее для Вас и Вашего образовательного учреждения.


Алгоритм участия в 1-ом формате:

1. Создать рабочую группу «Согласование Словаря-тезауруса СДП»и подать заявку в ЦСДП «Школа 2000...» (info@sch2000.ru) (Приложение 1).

2. Познакомиться с Положением о проекте и с формой анализа определений уже описанных терминов (в 2012/2013 учебном году – это два термина: УЧИТЕЛЬ и УЧЕНИК). Распределить конкретные определения из этой формы (например, определения С.И. Ожегова, О.С. Анисимова и др.)между участниками рабочей группы (если участников рабочей группы будет больше, чем количество определений в форме анализа, то одно и то же определение могут выбрать несколько человек). Отметим, что для согласования определений терминов можно пользоваться не только приведенными определениями, но и дополнительной литературой.

3. Далее в течение одной-двух недель каждый участник должен внимательно прочитать, понять, осмыслить анализ обсуждаемого одного термина (например, УЧЕНИК) и его общее определение, построенное разработчиками проекта АПК и ППРО по заданной форме. Для совещания рабочей группы каждый участник готовит краткое резюме по тому конкретному определению общей формы, которое было ему предложено (например, определение С.И. Ожегова, либо определение О.С. Анисимова и т.д.).

4. На совещании рабочей группы каждый участник представляет родовые и видовые признаки своего определения (например, С.И. Ожегова) из общей формы анализа обсуждаемого термина (например, УЧЕНИК), а также первичные обобщения родовых и видовых признаков. Примерный регламент выступления – 5 минут. Выделенные родовые и видовые признаки разных определений сравниваются между собой и с определением общей теории деятельности. Организуется дискуссия, выработка согласованного понимания содержания данного понятия (УЧЕНИК).

5. Аналогичная работа проводится по согласованию второго термина (УЧИТЕЛЬ).

6. Согласованные в рабочих группах варианты определений рекомендуем затем обсудить на педсоветах, подготовив по содержанию каждого определения выступление-презентацию. Таким образом, понимание данных терминов будет согласовано на уровне коллектива школы.

7. По результатам обсуждения подводятся итоги, определяется значимость данной работы для профессионального развития педагогов и практической деятельности по реализации ФГОС.

8. По итогам обсуждения вы сможете принять участие во Всероссийском вебинаре ЦСДП «Школа 2000...» (по плану апрель–май 2013 г.), а затем на основе созданного «Словаря-тезауруса СДП» аналогичным образом продолжить в дальнейшем обсуждение других актуальных понятий ФГОС по собственному плану.

9. По результатам работы заполняется таблица обратной связи (таблица в приложенных документах) и отсылается в ЦСДП «Школа 2000...» (info@sch2000.ru ). 

Если коллектив предлагает коррекцию определения, то форма анализа с обоснованием коррекции также высылается в ЦСД «Школа 2000...».

1. Согласованные понятия включаются в практику работы школы на уровне практики реализации ФГОС, освоения технологии деятельностного метода обучения, работы по курсу «Мир деятельности», построения методической работы в школе на основе системно-деятельностного подхода, обмена опытом и т.д.


Алгоритм участия во 2-ом формате:

1. Создать рабочую группу «Разработка Словаря-тезауруса СДП»и подать заявку в ЦСДП «Школа 2000...» (info@sch2000.ru) (Приложение 2).

2. Согласовать с ЦСДП «Школа 2000…» термины для разработки (ответственная от ЦСДП «Школа 2000…» Мирошина Екатерина Викторовна).

3. Проанализировать и согласовать в рабочей группе термины: УЧИТЕЛЬ, УЧЕНИК, МЕТОДОЛОГИЯ, ОБРАЗОВАНИЕ, ОБУЧЕНИЕ, ВОСПИТАНИЕ, РЕФЛЕКСИЯ.

4. На основе приобретенного опыта и Инструкции по заполнению Формы самостоятельно разработать содержание предложенного термина.

5. По результатам работы – в ЦСДП (info@sch2000.ru ) отсылаются Формы анализа с разработанными терминами и Таблица «Обратная связь».

6. Вы сможете принять участие во Всероссийском вебинаре ЦСДП «Школа 2000...» (по плану апрель–май 2013 г.), а затем на основе созданного «Словаря-тезауруса СДП» аналогичным образом продолжить в дальнейшем работу над его созданием и уточнением.


Консультации по содержательным вопросам Вы можете получить у руководителя проекта Сувориной Елены Александровны:

Тел.: 8-904-025-71-01, 8-903-802-35-20

Skype: suvelena1


По организационным вопросам и согласованию терминов для разработки обращайтесь, пожалуйста, к методисту Центра СДП «Школа 2000…» Мирошиной Екатерине Викторовне.

Тел.: 8-495-797-89-77

E-mail: miroshina@sch2000.ru


Форма заявки на участие в проекте в формате «Согласование» приведена в Приложении 1, а в формате «разработка» – в Приложении 2.

Скачать комплект документов


Желаем Вам успехов и ждем обратной связи!