«Мир деятельности»

Ваш вопрос - наш ответ

Здравствуйте, подскажите, пожалуйста, в чём заключается преемственность дошкольного курса программы "Мир открытий" и курса программы "Мир деятельности" в школе?

24.02.2014

Здравствуйте, подскажите, пожалуйста, в чём заключается преемственность дошкольного курса программы "Мир открытий" и курса программы "Мир деятельности" в школе?

Вопрос:

Здравствуйте, подскажите, пожалуйста, в чём заключается преемственность дошкольного курса программы "Мир открытий" и курса программы "Мир деятельности" в школе?

Ответ:

Здравствуйте, спасибо за вопрос.

Прежде, чем ответить на него, уточним, что обе программы «Мир открытий» и «Мир деятельности» входят в непрерывную образовательную систему деятельностного метода обучения Л.Г. Петерсон.

Непрерывная образовательная система Л.Г. Петерсон реализует системно-деятельностный подход на основе общей теории деятельности (Г.П. Щедровицкий, О.С. Анисимов и др.). Принятая в программах «Мир открытий» и «Мир деятельности» методология позволяет придать процессу развития ребенка целостность и системность, создать условия для построения непрерывной образовательной траектории при переходе от одного уровня образования к следующему, полноценно проживая каждый возрастной период.

Программа «Мир открытий» – это комплексная программа дошкольного образования, включающая в себя описание образовательной деятельности в соответствии с основными направлениями развития ребенка-дошкольника. Одним из основных инструментов организации образовательного процесса в детском саду является модификация технологии деятельностного метода обучения (ТДМ) – технология «Ситуация». Данная технология позволяет системно и целенаправленно формировать у детей первичный опыт выполнения универсальных действий (фиксация затруднения, выявление его причины, постановка цели, планирование и др.).

А программа надпредметного курса «Мир деятельности» – это часть системной работы в школе по формированию у детей осознанного «умения учиться» в целом на основе технологии деятельностного метода обучения.

Организация развивающей и образовательной среды дошкольников и учеников школы обеспечивается следующей системой дидактических принципов:

1) Принцип деятельности – заключается в том, что ребенок, получая знания не в готовом виде, а, добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей и общеучебных умений.

2) Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми этапами обучения на уровне технологии, содержания и методики с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.

3) Принцип целостности – предполагает формирование у ребенка обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности).

4) Принцип минимакса – заключается в следующем: детский сад и школа должны предложить ребенку возможность освоения содержания образовательной программы на максимальном уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного образовательного стандарта).

5) Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов воспитательного или учебного процесса, создание доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.

6) Принцип вариативности – предполагает формирование у детей способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.

7) Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном или развивающем процессе, приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности.

Таким образом, говоря о преемственности программы «Мир открытий» и программы «Мир деятельности», лучше говорить о преемственности подходов, заложенных на ступенях ДЕТСКИЙ САД и ШКОЛА в образовательной системе Л.Г. Петерсон («Школа 2000…»):

1) преемственность в подходах воспитания, развития и обучения, основанных на идеях гуманистического воспитания;

2) преемственность в реализации дидактических принципов деятельностного метода обучения Л.Г. Петерсон;

3) преемственность в методах и формах организации самостоятельного процесса познания нового. В детском саду – это технология «Ситуация», которая легла в основу совместной деятельности воспитателя и детей. В школе – это технология деятельностного метода обучения, которая легла в основу организации современного урока при реализации ФГОС НОО;

4) преемственность в подходах к организации и проведению комплексного мониторинга. В программе «Мир открытий» – педагогический мониторинг освоения детьми Программы. В программе «Мир деятельности» – психолого-педагогический мониторинг.

С уважением, старший методист ЦСДП «Школа 2000…»,

Посполита Наталья Владимировна