Актуальные вопросы и ответы по программе «Учусь учиться» Л.Г. Петерсон

Ваш вопрос - наш ответ

Скажите, пожалуйста, чем отличается программа Моро 4 класс от программы Петерсон 4 класс?

14.02.2014

Скажите, пожалуйста, чем отличается программа Моро 4 класс от программы Петерсон 4 класс?

Вопрос:
Скажите, пожалуйста, чем отличается программа Моро 4 класс от программы Петерсон 4 класс?

Ответ:
Уважаемый посетитель сайта!

Благодарим Вас за вопрос. Программа математики Л.Г. Петерсон значительно отличается от программы М.И. Моро по содержанию и методике работы с учеником. Принципиальным отличием программы Л.Г. Петерсон от традиционной программы является то, что в нее заложена методика, позволяющая детям самостоятельно открывать новые знания. В этом случае, наряду с математическими знаниями, ребята приобретают важные общеучебные умения, которые необходимы им как для успешной учебы, так и в жизни: умение делать выбор, ставить цель и достигать ее, умение выдвигать гипотезы и их обосновывать, умение работать с информацией и т.д.

Можно отметить также следующие основные преимущества программы Л.Г. Петерсон:

  • непрерывность в методе, методиках и содержании образования между всеми ступенями обучения (дошкольной, начальной, средней) на основе тех механизмов, которые обеспечивают успешность и самореализацию человека в мире деятельности;
  • технологичность, что открывает возможность трансляции метода без искажений на местах, в региональных системах повышения квалификации в варианте, удобном как для учителей, так и для управлений образования;
  • интегративный характер, что позволяет учителю систематизировать свои представления о современных педагогических инструментах и обеспечивает возможность поэтапного перехода к новой школе;
  • критериальность, создающая условия для объективных измерителей нового качества образования, что является ключевым управленческим механизмом практической реализации ФГОС;
  • вовлечение в процесс саморазвития самих учителей, без чего, очевидно, невозможно сформировать у их учеников требуемые ФГОС качества – умение учиться и готовность к саморазвитию;
  • открытость образовательной системы, возможность учителю – главному действующему лицу перестройки образования – работать «по совести», в комфортных для него профессиональных условиях.

Общество нуждается сегодня в людях творчески мыслящих, любознательных, активных, трудолюбивых, умеющих принимать и реализовывать нестандартные решения. И программа Л.Г. Петерсон реально помогает учителю создавать этот новый результат.

В курсе «Математика,4», части 1 – 3 завершается программа по математике начальной школы и готовится переход учащихся в среднюю школу за счет непрерывности развития всех содержательно-методических линий курса математики в школе: числовой, геометрической, алгебраической, комбинаторной, логической, линии моделирования (текстовых задач).

В 4 классе изучается деление многозначных чисел, что завершает линию нумерации и действий с натуральными числами (в пределах 12 разрядов), систематизируются их основные законы и свойства, которые записываются в буквенном виде. Кроме этого, учащиеся на предметной основе знакомятся с обыкновенными дробями и смешанными числами: устанавливают смысл их введения, учатся записывать, выводят простейшие алгоритмы сравнения, сложения и вычитания (для случаев дробей с одинаковыми знаменателями).

Одновременно с развитием числовой линии продолжается работа по обучению четвероклассников решению текстовых задач и уравнений, формированию умений выявлять закономерности и описывать их на математическом языке, развитию геометрических представлений и вариативного мышления. Учащиеся встречаются с понятием оценки и прикидки арифметических действий, решением неравенств (строгих, нестрогих, двойных), учатся находить расстояние между точками координатного луча, измерять угол транспортиром, решать задачи на дроби (проценты), одновременное движение, строить графики движения, круговые и столбчатые диаграммы и др.

Параллельно с изучением нового материала повторяется и закрепляется материал, изученный ранее: приемы устных и письменных вычислений, решение текстовых задач, уравнений, решение примеров на порядок действий, геометрический материал и т. д.

Некоторые из вопросов, вошедших в программу 4 класса, традиционно изучались в 5 классе. Перенос их на более раннюю ступень обусловлен несколькими причинами. Одной из наиболее значимых является необходимость учета сензетивных периодов, то есть периодов, наиболее благоприятных с психологической точки зрения для усвоения того или иного содержания. Жизнь младшего школьника неразрывно связана с эмоциями, поэтому для него личностно значимо лишь то, что вызывает у него положительную эмоциональную реакцию. Так, в 3 классе изучение многозначных чисел в пределах 12 разрядов проходит легче, чем в 5 классе, за счет того, что учащимся нравится работать с «длинными» числами. К 4 классу у них накапливается усталость от громоздких вычислений, и они не только логически, но и эмоционально готовы к следующему шагу – введению дробей. Новые числа, их свойства, алгоритмы действий, которые ученики сами строят на предметной основе, вызывают у них удивление, радость, а иногда восторг от самостоятельных побед (чего не наблюдают учителя средней школы при изучении дробей в 5 – 6 классах). С помощью этого эмоционального подкрепления параллельно с изучением дробей осуществляется необходимый тренинг действий с натуральными числами и доведение соответствующих приемов устных и письменных вычислений до уровня автоматизированного навыка.

Некоторые из вопросов, вошедших в программу 4 класса, традиционно изучались в 5 классе. Перенос их на более раннюю ступень обусловлен несколькими причинами. Одной из наиболее значимых является необходимость учета сензетивных периодов, то есть периодов, наиболее благоприятных с психологической точки зрения для усвоения того или иного содержания. Жизнь младшего школьника неразрывно связана с эмоциями, поэтому для него личностно значимо лишь то, что вызывает у него положительную эмоциональную реакцию. Так, в 3 классе изучение многозначных чисел в пределах 12 разрядов проходит легче, чем в 5 классе, за счет того, что учащимся нравится работать с «длинными» числами. К 4 классу у них накапливается усталость от громоздких вычислений, и они не только логически, но и эмоционально готовы к следующему шагу – введению дробей. Новые числа, их свойства, алгоритмы действий, которые ученики сами строят на предметной основе, вызывают у них удивление, радость, а иногда восторг от самостоятельных побед (чего не наблюдают учителя средней школы при изучении дробей в 5 – 6 классах). С помощью этого эмоционального подкрепления параллельно с изучением дробей осуществляется необходимый тренинг действий с натуральными числами и доведение соответствующих приемов устных и письменных вычислений до уровня автоматизированного навыка.

Указанное перемещение материала из 5 класса в начальную школу стало возможным благодаря предложенным в курсе новым методикам, таким, как графическое моделирование текстовых задач, ассоциативная методика решения уравнений и др., которые позволили существенно сократить время изучения многих вопросов программы.

Роль учителя – грамотно организовать этот процесс. Для этого мы рекомендуем педагогу пройти ознакомительные курсы по программе «Школа 2000...».

Прохождение теоретических основ всех содержательно-методических линий курса даст возможность учителю выстроить планирование своей работы с учетом всех обязательных моментов программы.

Подчеркнем, что программа Л.Г. Петерсон «Учусь учиться» для начальной школы не только обеспечивает высокий уровень математической подготовки и развивает личностные качества учащихся, но и готовит учеников к успешному продолжению образования в основной и старшей школе. Эти слова подтверждают результаты работы по программе в течение 20 лет, которые демонстрируют одни из самых высоких показателей в России.

Более подробно с особенностями учебника математики М.И. Моро для 4 класса Вы можете ознакомиться, пройдя по ссылке: http://school-russia.prosv.ru/info.aspx?ob_no=25609

C уважением к Вам, методист ЦСДП «Школа 2000…»

Синицына Вероника Валерьевна.