Методические рекомендации

Ваш вопрос - наш ответ

Здравствуйте. Существует ли схема анализа урока по ТДМ? Если да, где можно посмотреть? Спасибо.

19.11.2013

Здравствуйте. Существует ли схема анализа урока по ТДМ? Если да, где можно посмотреть? Спасибо.

Вопрос:

Здравствуйте. Существует ли схема анализа урока по ТДМ? Если да, где можно посмотреть? Спасибо.

Ответ:
Здравствуйте, спасибо за Ваш вопрос, думаю, ответ на него будет интересен многим завучам и методистам, курирующим процесс освоения педагогическим коллективом деятельностного метода Л.Г. Петерсон.

В качестве критерия для проведения анализа урока можно использовать соответствие урока существующим требованиям к организации этапов урока деятельностного типа. Дело в том, что все уроки имеют строгую структуру, выраженную в последовательности определенных этапов, и к организации каждого этапа урока разработаны четкие требования. Так, например, при организации первого этапа урока открытия нового знания учитель должен:

1) организовать актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности.

2) организовать деятельность учащихся по установке тематических рамок.

3) создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность.

При анализе первого этапа урока объектом анализа будет то, как учитель смог выполнить эти три требования, что удалось, а что нет. Если какое-то из этих требований не выполнено рекомендуется при анализе найти причину этого и выявить, каким образом эту причину можно устранить в дальнейшем.

Найти эти требования Вы можете в пособии под названием «Типология уроков деятельностной направленности в образовательной системе «Школа 2000…» авторов Л.Г. Петерсон и М.А. Кубышевой, приобрести которую Вы можете через наш сайт. В этом пособии требования описывают деятельность учащихся, однако при анализе урока объектом анализа будет то, как учитель смог организовать эту деятельность.

Отмечу, что на этапе освоения нового метода рекомендуется начинать анализ с упрощенной схемы. Мы советуем выявить следующую логическую основу урока. Сначала формулируется то новое знание (понятие или способ действия), которое учащиеся открывали на уроке. Далее фиксируется, какое пробное действие было предложено учащимся, как они фиксировали свое затруднение и причину его возникновения. Следующим звеном в этой логической основе будет цель деятельности, поставленная учащимися и фиксация открытого нового знания в форме эталона. После того как эти шесть шагов будут выявлены, нужно проанализировать, не нарушена ли в этой основе логика. Так, у начинающего учителя часто встречается следующая ошибка: затруднение, зафиксированное учащимися при выполнении пробного действия, не связано с запланированным к открытию способом действия и пр.

Замечу, что при посещении урока учителя, который только начинает осваивать технологию деятельностного метода, рекомендуется использовать такую форму рефлексии как самоанализ, который также проводится с помощью требований к этапам урока или логической основы урока.

Для более подробного знакомства с этими требованиями, а также уровнями реализации технологии деятельностного метода мы приглашаем Вас на курсы, для зам. директоров, которые состоятся в феврале будущего года.

С уважением, методист ЦСДП «Школа 2000…»

Рогатова Марина Викторовна