Методические рекомендации

Ваш вопрос - наш ответ

Как по мнению автора, должна достигаться успешность для слабого ученика, получающего "3" по математике в 5 классе или еще раньше?

23.10.2013

Как по мнению автора, должна достигаться успешность для слабого ученика, получающего "3" по математике в 5 классе или еще раньше?

Вопрос:

Здравствуйте. Успешность или неуспешность ребенка в глазах родителей и самого ребенка зависит от его отметок - меры освоения УУД. Ребенок работает над собой, но у него гораздо более скромные результаты, чем у других учеников. Контрольные работы предлагаются слабому ребенку на максимальном уровне из которых он в состоянии сделать правильно чуть больше половины заданий. За что получает "3" и чувство, что он не такой как другие и выполнить работу в полном объеме никогда не сможет. К 5-6 классу у него вырабытавается стереотип:" На 3 я сделаю, а больше мне и не надо". Успешным такой результат обучения не назовешь. Он перестает "напрягаться". Подскажите в чем должно быть чувство успешности троешника и его родителей. Вводить 10-тибальную систему оценок тоже не решает проблему.Оценка учителя, что результаты сегодня лучше, чем вчера- работают только на короткий период. Подскажите, как по мнению автора, должна достигаться успешность для слабого ученика, получающего "3" по математике в 5 классе или еще раньше?

Спасибо. Лотвинова Марина Юрьевна

Ответ:
Здравствуйте, уважаемая Марина Юрьевна, спасибо Вам за вопрос.

В своем вопросе Вы затронули очень важную тему, волнующую всех участников образовательного процесса (детей, родителей, педагогов). Этот вопрос, скорее всего, в компетенции психологов.

Мы можем дать некоторые методические рекомендации по организации образовательного процесса с позиции реализации принципа психологической комфортности.

Проблема успешности ребенка в школе является одной из приоритетных в нашей Дидактической системе деятельностного метода обучения Л.Г. Петерсон, в том числе и в программе по математике «Учусь учиться» Л.Г. Петерсон. А создание ситуации успеха на уроке для каждого ребенка является одним из основных условий проведения урока.

Из Вашего вопроса понятно, что учитель выполняет эти условия, поддерживает Вашего ребенка. Но мы понимаем и то, что каждый ребенок индивидуален. Не каждый ученик обладает высокими математическими способностями, у каждого ребенка свои особенности развития и свои сильные стороны.

Успешность – это не только отличные отметки, это и реализация своих способностей, возможностей. Нельзя сказать, что если ребенок выполняет контрольную работу на «3», значит, он не успешен. Мой 25-летний опыт педагога начальных классов показывает, что в формировании успешности ребенка важную роль играет семья.

Поговорите с ребенком, какой предмет ему интереснее, чем он любит заниматься во внеурочное время. Создайте условия для занятий тем, что ему интересно. Выберите вместе с ребенком (можно обратиться к помощи учителя) тему проекта, интересную именно для Вашего ребенка, помогайте в работе над проектом. Участвуйте в различных конкурсах. Найдите место, где ребенок действительно сможет почувствовать хотя бы небольшой успех (выступление на концерте, участие в соревнованиях, в конкурсе рисунков и т.д.). Чаще хвалите своего ребенка, говорите, что вы гордитесь им.

Что касается математики (или любого другого предмета, вызывающего у ребенка сложности), мой опыт мамы и педагога позволяет дать Вам следующий совет:

1. Всегда поддерживайте своего ребенка в каждом шаге вперед. Поддержка родителей и Ваша вера в силы ребенка – главный фактор его успеха!

2. Детям, которые трудно воспринимают материал в силу своих особенностей восприятия, помогает методика, срабатывающая «на опережение». Это не значит, что необходимо выполнить заранее все задания, конечно, нет! Но познакомить ребенка с некоторыми выводами будущего урока, разобрать типичные задания на следующую тему будет полезно. Скорее всего, у ребенка останется много вопросов, это и хорошо. Но увидев на новом уроке «знакомое содержание», он, во-первых, почувствует себя увереннее, а во-вторых, активнее включится в работу и ответит на свои вопросы. Такая методика достаточно быстро позволяет ученикам привыкнуть к «общему темпу», и в дальнейшем, уже без посторонней помощи добиваться успехов.

Желаем Вам и Вашему ребенку всего самого доброго!

С уважением, методист ЦСДП «Школа 2000…»

Гайдукова Валентина Ивановна