Методические рекомендации

Ваш вопрос - наш ответ

На какое время рассчитаны СР, которые предлагаются в сборнике методических пособий?

24.09.2013

На какое время рассчитаны СР, которые предлагаются в сборнике методических пособий?

Вопрос:
На какое время рассчитаны СР, которые предлагаются в сборнике методических пособий?

Здравствуйте.

Ваши уроки рассчитаны на 45 минут. В нашей школе урок длится 40 минут. Учащиеся 5-6 классов регулярно не успевают выполнить весь объем Контрольной работы по времени, математически грамотно и аккуратно ее оформить в тетради. На запись одного условия задачи ( примера) уходит в 5-6 классе много времени. На каком основании (решение МО или иные документы) я могу сократить количество заданий в КР. На сколько времени рассчитаны СР, которые предлагаются в сборнике методических пособий? В сценариях к урокам СР урезана до 1 задания, а в методических рекомендациях из всегда не менее 3-х, да еще и с подпунктами. С уважением, Лотвинова Марина Юрьевна

Ответ:
Здравствуйте, Марина Юрьевна!

При организации режима учебного процесса общеобразовательное учреждение должно руководствоваться нормативами, предложенными

–Федеральным базисным учебным планом основного общего образования, утвержденным Приказом Минобразования РФ от 9 марта 2004г. №1312 (с измен. и дополн. от 20 августа 2008 г., 30 августа 2010 г., 03 июня 2011 г., 01 февраля 2012г.);

–«Санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. №189;

–Приказом Министерства образования и науки РФ от 27 марта 2006г. №69 «Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений», - установить правила режима общеобразовательного учреждения с продолжительностью урока – 45 минут.

«Федеральный базисный учебный план для 5-11 классов ориентирован на 5-летний нормативный срок освоения образовательных программ основного общего образования. Федеральный базисный учебный план основного общего образования ориентирован на 35 учебных недель в год. По решению органов управления образования и образовательных учреждений продолжительность учебного года может быть изменена от 34-37 недель. Продолжительность урока – 45 минут».

Для урока 5 минут – это много или мало? Это много! И важно, чтобы эти пять минут были добавлены к уроку в 40 минут. Этого требует режим работы школ в условиях введения нового стандарта, когда предполагается проведение уроков с применением новых педагогических технологий, занятий в форме проектной, исследовательской, экспериментальной деятельности, в которую включаются школьники.

В Вашей школе на основании каких-то причин и по согласованию с органами управления образования (обязательно) урок продолжительностью 40 минут. Так как эта проблема дефицита времени возникает не только на уроках математики, то ее надо обсудить на педагогическом совете школы.

..Очень хорошо понимаю Вашу обеспокоенность тем, что пятиклассники не успевают выполнять весь объем контрольных работ по математике. Как снять это затруднение? Давайте поразмышляем вместе.

..Для этого потребуется с Вашей стороны терпеливая профессиональная и спокойная работа. Поверьте, дети станут меньше переживать и будут успевать в 40 минут (не все и не быстро, но будут)!

Во-первых, учитывая временные рамки урока, надо продумывать организацию начала урока: ребята должны приучиться, что «со звонком» они садятся за парты, все принадлежности: тетрадь для контрольных работ, карточка с заданием, ручки, линейки, карандаши и т.д. – всё приготовлено заранее (5-6-классники любят помогать учителю подготавливать кабинет к уроку на перемене! Продумайте систему дежурства.)

Во-вторых, надо понимать, почему в сценариях уроков рефлексии задания отличаются от заданий из сборника самостоятельных и контрольных работ к учебникам математики 5-6 классов Г.В. Дорофеева и Л.Г. Петерсон. В сценариях уроки рефлексии можно разделить на два уровня по содержанию. В первом уровне самостоятельные работы(5-6 мин), образовательная цель которых: формирование умения применять новое знание (одно!), изученное на предыдущем уроке. А во втором уровне самостоятельные работы (10-12 мин), образовательная цель которых: систематизировать несколько новых знаний, изученных в теме, с тем, чтобы подготовиться к контрольной работе. Но все уроки рефлексии объединяет то, что они носят обучающий характер, не контролирующий! Это важно понимать! (Таких отметок, как «2» и «3», не должно быть. Говоря о «3», надо отметить, что для некоторых ребят такая отметка тоже может быть показателем преодолений больших трудностей!)

Если Вы только начинаете работать в технологии деятельностного метода, то используйте сценарии. Добивайтесь качества урока. Результат придет. И скорость у ребят начнет расти. Дети не будут так нервничать, так как начнут получать удовольствие от своего труда и успехов.

Самостоятельные из сборника самостоятельных и контрольных работ к учебникам математики 5-6 классов Г.В. Дорофеева и Л.Г. Петерсон требуют не менее 8, но не более 15 минут времени (в зависимости от содержания).

В-третьих, как правильно сократить объём контрольной работы (в период адаптации). Задания №1, №2, №3 – это государственный стандарт (обязательный минимум, которому мы обязаны научить ребят). Их сокращать нельзя. Попробуйте (в первое время) предлагать не пять, а четыре задания, выбрав №4 или №5, учитывая возможности своих учеников (при этом естественно изменить критерии оценивания, то есть четыре верно выполненных задания – это «5»). Поверьте, как только начнется успешность у учащихся (при Вашей поддержке!), «страхи» перед контрольной работой уйдут, появится скорость, Вы сможете предлагать весь объём контрольной работы!

Марина Юрьевна, Вы не равнодушны к своей профессиональной деятельности. Спасибо за вопросы, высказанные Вами. Надеюсь, что ответы на них могут быть полезны так же и другим учителям. Желаю успехов.

С уважением, методист Центра СДП "Школа 2000..." О.В. Баханова