Ваш вопрос - наш ответ

Как разрешить конфликт с учителями, которые считают, что ребенок «педагогически запущен»?

24.03.2013

Как разрешить конфликт с учителями, которые считают, что ребенок «педагогически запущен»?

Вопрос подробнее:

Мой сын учится в 3 классе, у них 5 уроков математики в неделю. В обучении учитель использует учебник и сборник самостоятельных работ. Я замечаю, что в классе на уроке они мало успевают сделать, и оставшиеся номера задают на дом. Домашняя работа по объему вдвое превышает классную.

Листы из самостоятельных работ часто вырезают и дают домой. У меня складывается впечатление, что я учу ребенка математике дома. Некоторые номера из учебника вообще не решают ни в классе, ни дома. На контрольных ребенок часто получает 3, не может работать самостоятельно за короткое время.

Сложилась конфликтная ситуация. Учитель считает, что он слабый ученик, программу не тянет (так как в классе есть дети, которые учатся на 4 и 5), нам надо сменить школу, класс и систему обучения. Завуч считает, что мы мало занимаемся дома, ребенок педагогически запущен (хотя мы всегда делаем домашнюю работу в полном объеме). Помогите разобраться в сложившейся ситуации. 

Ответ:

Здравствуйте, уважаемый посетитель сайта.

Я как мама и педагог с 25-летним стажем, хорошо понимаю ситуацию, в которой оказались Вы и Ваш ребенок. К сожалению, аналогичные ситуации встречаются в школах, не зависимо от программы, по которой обучается ребенок.

Не смотря на то, что при работе по нашей программе одним из основополагающих принципов является принцип психологической комфортности, а создание ситуации успеха для каждого ребенка – необходимое условие работы учителя, педагоги зачастую ошибочно воспринимают данную программу, как программу для «сильных» детей.

Это не так. Программа Л. Г. Петерсон рассчитана на любого ребенка общеобразовательной школы. В основу программы положен принцип «минимакса», что позволяет педагогу осуществлять разно уровневый подход при обучении учащихся своего класса. Причем, для каждого ученика даётся материал на максимальном уровне сложности, но для контроля берётся минимум, который заложен в стандартных требованиях к результатам освоения программы. Тем самым программу по математике усваивает 90-100 % учащихся.

Мой педагогический опыт работы по данной программе в течение 15 лет показал, что усваивают ее и дети, обучающиеся даже в классах коррекционно-развивающего обучения. Более того у меня есть примеры, когда именно программа Л.Г. Петерсон позволила ребенку преодолеть трудности в обучении, успешно окончить школу и поступить в вуз.

Психологи, проводившие специальные исследования, подтвердили, что учебник

Л.Г. Петерсон является одним из немногих учебников, по которому могут учиться дети с ММД. Кстати, по последним данным, таких детей в каждом классе не менее 30 %.

Задания учебника сгруппированы таким образом, что есть задания обязательного минимума для всех детей, и есть задания повышенной сложности для детей с высоким интеллектуальным потенциалом или высокой мотивацией к обучению. Таким образом, каждый ребенок развивается относительно своего собственного уровня в комфортном для него режиме. Ваш ребенок, как Вы пишите, за контрольные работы получает 3, а это положительная оценка.

По поводу объема классной и домашней работы есть четкие указания Л.Г. Петерсон (автора учебника): «Нельзя требовать выполнения каждым ребенком всех заданий из учебника; недопустимо превышение санитарных норм при выполнении детьми домашней работы (время выполнения обязательной части домашнего задания не может превышать 20-25 минут самостоятельной работы ребенка)»[1]

Обращаем Ваше внимание, что при работе по программе Л.Г. Петерсон важно, чтобы педагог прошел курсовую подготовку. На наших курсах для учителей, которые проходят на базе Центра системно-деятельностной педагогики «Школа 2000…» АПК и ППРО, мы всегда уделяем данной проблеме особое внимание. Курсы проводят опытные методисты-практики, которые углубленно изучили дидактические основы курса, сами работали по данной программе, а их ученики учились с удовольствием и показывали высокие результаты. По всей вероятности, Ваш учитель не прошёл эти курсы. Мы можем порекомендовать Вам выйти на сотрудничество с педагогом. Попробуйте доброжелательно побеседовать с учителем, озвучьте те трудности, которые Вы испытываете, расскажите о тех возможностях, которые есть у нас в Центре.

Мы советуем Вам спокойно относиться к неудачам Вашего ребенка, не заострять внимание на плохих отметках и хвалить за малейшие успехи, чтобы у нее не сформировалась заниженная самооценка. Вы пишите, что Ваш ребенок за контрольные работы получает 3, а это положительная оценка. В любом случае, чтобы помочь своему ребенку, мы Вам советуем следующее:

1. Никогда не критиковать учителя. Разрушение его положительного образа, авторитета не принесет ребенку пользы, а наоборот, выработает завышенные требования к другим, привычку в ситуации затруднения искать причины не в себе, а в окружающих.

2. В данном случае, ребенку надо объяснить, что высокий уровень требований учителя связан с тем, что он верит, что он не хуже тех, у кого получается. Но для этого надо поработать - умения с неба не сваливаются.

3. Предложить ребенку составить план - как тренироваться. Тренироваться можно по дороге в школу и обратно, во время прогулки, в специально отведенное время и т.д. Здесь очень важно, чтобы ребенок сам выбрал и предложил, как и когда это делать. Не отрывайте ребенка от его важных и любимых дел насильно, иначе он будет разрушена мотивация, а в учении, как известно, это основное. Поэтому заранее согласуйте с ним, как и когда это делать.

4. Замечайте любой успех ребенка, не жалейте положительных эмоций и слов «Молодец!», «Умница!», «Видишь, как у тебя здорово получается!» и т.д. При этом начните с легкого, но уровень трудности заданий постепенно, но постоянно усложняйте. Можно спросить ребенка вначале: «Как ты думаешь, а с таким трудным ты справишься? Попробуем?». Если получится - порадуйтесь вместе с ним, похвалите, а если нет - подумайте вместе с ним, что не получилось, над чем еще надо поработать, и обязательно доведите до успеха то, что начато. Мы будем рады помочь Вам и ответить на все Ваши вопросы, которые могут возникнуть в процессе обучения Вашего ребенка. Для этого Вы может связаться с нами по телефону: 8 (495) 797-89-77.

С уважением, методист ЦСДП «Школа 2000…»

Гайдукова Валентина Ивановна



[1] Л.Г. Петерсон Методические рекомендации. Математика, 3 класс – М.: Ювента, 2010. С. – 4.