«Мир деятельности»

Ваш вопрос - наш ответ

Разрешена ли программа «Мир деятельности» для преподавания в начальной школе? Зачем нужен этот курс? По каким методикам идет преподавание?

17.02.2013

Разрешена ли программа «Мир деятельности» для преподавания в начальной школе? Зачем нужен этот курс? По каким методикам идет преподавание?

Уважаемая Татьяна Александровна!

Если я правильно поняла Ваш вопрос, то Вы просите рассказать о том, кто и на каком основании может использовать в работе новую программу надпредметного курса «Мир деятельности», а также описать методики, которые используются при проведении уроков данного курса.

Программа «Мир деятельности» создана под научным руководством доктора педагогических наук, профессора Л.Г. Петерсон. Разрабатывалась программа Центром системно-деятельностной педагогики «Школа 2000…» совместно с методологической школой О.С. Анисимова (ведущим методологом России, доктором педагогических наук, профессором). В команду разработчиков входят разные специалисты: методологи, педагоги, психологи и управленцы. Главная цель курса – ответить учащимся на вопрос: «Что значит учиться и как это надо правильно делать»? Ведь Вы согласитесь, что современном обществе важно не только уметь грамотно писать, считать, читать и т.д., но и уметь ставить перед собой цели и достигать их, верить в себя и быть готовым к самоизменению. То есть быть успешным в жизни.

Такими хотят видеть своих детей большинство родителей, об этом сейчас так много говорят учителя, над этим, в течение последних 15 лет работаем мы, сотрудники и разработчики программы. С недавнего времени этот запрос общества был зафиксирован в Федеральных Государственных Образовательных Стандартах, которые представляют собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего образования.

По требованию новых стандартов полученные знания не должны быть «мертвым грузом». Ребенок должен уметь свободно пользоваться этими знаниями, самостоятельно их находить и применять в жизни. Предполагается, что на уроках большое внимание будет уделяться развитию учебной деятельности ребенка, выполнению различных проектных, исследовательских работ. Важно не просто передать знания школьнику, а научить его овладевать новым знанием самостоятельно. Поэтому в стандарты включены, например, такие требования, как умение самостоятельно организовывать свою учебную деятельность и работать с информацией. Кроме того, будут учитываться личностные результаты. К ним, прежде всего, относится формирование ценностей, которые всегда были приняты в обществе — добро, мир, справедливость, терпение и др.

Но как это сделать? Как можно научить «успешно учиться» если не разобраться что это такое и что надо делать, чтобы успешно учиться? Программа «Мир деятельности» помогает ученикам, учителям и родителям разобраться в ключевых понятиях для того, чтобы решать новые, непростые, но необходимые задачи современного мира.

Данная программа утверждена на заседании Ученого совета Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования и на научно-методическом совете Центра системно-деятельностной педагогики «Школа 2000…», в состав которого входят ведущие специалисты из разных областей (методологи, педагоги, психологи, управленцы).

В настоящий момент курс «Мир деятельности» для 1-4 классов проходит широкую апробацию в российских школах в рамках Всероссийского эксперимента, в котором участвуют более двухсот образовательных учреждений по всей России. Методическое обеспечение программы для учащихся 1-2 классов успешно прошло полную апробацию и выпущено издательством «Национальное образование», соответствует СанПиН 2.4.7.1166-02 «Гигиенические требования к изданиям учебным для общего и начального профессионального образования». Этот курс могут использовать в своей работе все школы (например, в рамках внеурочной деятельности). Также, он вызывает большой интерес у родителей, которые сами могут заниматься со своими детьми.

В основе занятий надпредметного курса лежит технология деятельностного метода обучения Л.Г. Петерсон. Данная современная педагогическая технология помогает не только качественно повысить уровень обучения учащихся в соответствии с новыми целями, но и помогает сформировать у них высокую мотивацию к учебе. Это подтверждается в Заключении Российской Академии Образования о работе экспериментальных площадок Ассоциации «Школа 2000…» и Центра системно-деятельностной педагогики «Школа 2000...» при Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Министерства образования и науки РФ по созданию образовательной системы деятельностного метода обучения и об использовании ее в широкой практике.

О самой технологии Вы можете прочитать на нашем сайте или в следующих изданиях:

На сегодняшний день продолжается работа по мониторингу результатов внедрения надпредметного курса «Мир деятельности», в которой принимают участие более двухсот учебных учреждений по всей России. Мы вместе отслеживаем результаты работы учителей, и результаты развития и психического состояния учащихся. В этой работе принимают участие не только учителя и ученики, но и директора школ, заместители директоров образовательных учреждений, психологические службы школ, родители и методисты городских центров. В ближайшее время на нашем сайте Вы сможете увидеть отзывы всех участников Всероссийского эксперимента о новом курсе.

С уважением, зам. директора Центра СДП «Школа 2000…» по НМР,

к.п.н. М.А. Кубышева