Ваш вопрос - наш ответ

С будущего учебного года хотим ввести, но не можем убедить своих математиков в необходимости ввода.

16.01.2013

С будущего учебного года хотим ввести, но не можем убедить своих математиков в необходимости ввода.

Вопрос подробнее:

В нашем лицее начальные классы преподают по вашему УМК. Но вот в 5 классах эта линия учебников прерывается. С будущего учебного года хотим ввести, но не можем убедить своих математиков в необходимости ввода. Что можете посоветовать? Выступали перед математиками и учителя начальных классов, и я лично. Может к вашему авторитетному мнению прислушаются?

С уважением замдиректора по НМР МОБУ лицея с. Верхние Киги МР Кигинский район Республики Башкортостан

Ответ:

Учебники по математике для 1 – 4 классов Л.Г. Петерсон имеют непосредственное продолжение в 5 – 6 классах – это учебник Л. Г. Петерсон и Г. В. Дорофеева. Действительно, при переходе на другие учебники нарушается один из главных принципов – принцип непрерывности. Однако учителя часто не хотят «услышать» о важности соблюдения преемственности при переходе из начальной школы в среднюю.

Учителей математики могут убедить только факты, приведу некоторые из них.

1. Неиспользование содержательного потенциала, накопленного начальной школой. Программа «Учусь учиться» для начальной школы содержит некоторые темы, традиционно изучаемые в средней школе. Так, например, учащиеся не только знакомятся с понятием угла, но и учатся строить и измерять углы с помощью транспортира. Кроме того, учащиеся знают понятие дроби, смешанного числа, умеют складывать, вычитать дроби с одинаковыми знаменателя, умеют решать простейшие задачи на дроби трех типов, они знакомились с двумя способами сравнения обыкновенных дробей и др. Ясно, что повторное изучение этих тем по другой программе – приведет к ненужной потере учебного времени, которое в нашей программе используется для расширения и углубления знаний учащихся и для пропедевтики алгебры и геометрии.

2. Снижение учебной мотивации детей. Ясно, что грамотный учитель сможет избежать повторного изучения уже известных детям тем. Однако непрерывность должна соблюдаться не только в содержании, но и в методике изучения учебного материала. Курс математики для начальной школы ориентирован на развитие ребенка, его творческих способностей и интереса к предмету. Особенностью данного курса является то, что он связан с практикой, реальными проблемами окружающего мира. Учащиеся «открывают» новые знания сами. Переход на традиционную программу с традиционным объяснением нового материала (которое усугубляется и тем, что часть его этого «нового» материала знакома учащимся с начальной школы) резко снижает мотивацию учащихся.

3. Снижение уровня успеваемости. Казалось бы, отличная подготовка, проведенная в начальной школе, должна способствовать хорошим результатам учащихся. И в первое время так и будет происходить, однако снижение интереса к учебному предмету постепенно приведет к снижению успеваемости. Наблюдения психологов на наших экспериментальных площадках, показывают, что при переходе на наши учебники спада учебной мотивации не происходит.

4. Неиспользование методического потенциала, накопленного начальной школой. Учитель средней школы не будет использовать заложенные в программе «методические мостики», помогающие детям успешно осваивать материал 5 – 6 класса. Так, например, при обучении решению задач на дроби, учитель не будет пользоваться прекрасным инструментом, которым уже владеют «наши» ученики – графические модели, выражающие взаимосвязь «целое – часть» и др.

Возможно, стойкое нежелание работать по нашей программе связано с неуверенностью ваших учителей средней школы в своих силах. Скорее всего, они не знают о дидактических принципах нашей системы и методику изучения программы и, видя спектр предлагаемых в учебнике задач и подходов, относятся к нему, как к учебнику для «углубленки».

Со своей стороны вы должны познакомить ваших учителейс методическими пособиями, которые помогут им адаптироваться к новому для них учебнику и сделать их работу более результативной, а главное, комфортной.

При работе с учебником учителям могут помочь:

1. Сценарии уроков к учебнику "Математика" для 5 класса и 6 класса по программе «Учусь учиться"

Каждый сценарий урока на диске включает в себя:1) Подробное описание сценария урока и презентацию к уроку (PowerPoint). 2) Демонстрационный и раздаточный материал.

2. Ежемесячные консультации для учителя, которые размещены у нас на сайте.

И, наконец, самый главный и действенный шаг – предложите своим учителям пройти курсы у нас в Академии. Ближайшие курсы, которые вам подойдут, состоятся:

13.06.2013 - 26.06.2013 по теме «Технология деятельностного метода Л.Г. Петерсон («Школа 2000...»): реализация в курсах естественно-математического и гуманитарно-эстетического циклов основной и старшей школы»

Тем более, что сейчас на этапе перехода к новым стандартам, повышение квалификации учителя очень актуально.Если очная форма обучения является для Башкортостана невозможной, то ваши учителя смогут присоединиться к вебинарам, которые регулярно проводятся нашим центром для дистанционного обучения учителей, работающих по программе «Учусь учиться».

И еще один важный факт. Часто учителя средней школы отказываются вести математику в 5 – 6 классе по нашим учебникам ввиду незавершенности предметной линии. Хотим сообщить, что уже сейчас поступил в продажу учебник для 7 класса. На данный момент проходит апробацию учебник 8 класса. В настоящее время началась работа по написанию учебника для 9 класса.

С уважением, методист ЦСДП «Школа 2000…»

Рогатова Марина Викторовна