Методические рекомендации

Ваш вопрос - наш ответ

Обязан ли ребенок за 45 минут урока успевать прорешать все 5 обязательных заданий?

17.12.2012

Обязан ли ребенок за 45 минут урока успевать прорешать все 5 обязательных заданий?

Вопрос подробнее:

Уважаемые руководители Центра системно-деятельностной педагогики "Школа 2000…", у моего ребенка возникли проблемы с изучением математики по вашей программе. Моя дочь учится в 5 классе. Контрольные они решают по сборнику М.А. Кубышевой "Сборник самостоятельных и контрольных работ к учебникам математики 5-6 класса Г.В. Дорофеева, Л.Г.Петерсон" Контрольная рассчитана на урок 45 минут и в ней есть 5 обязательных и 2 дополнительных задания под звездочкой. Но в нашей школе помимо того чтобы ребенок успел прорешать эти задания за указанное время требуют еще и переписывать дословно все условия заданий в тетрадь. Моя дочь очень медленно пишет и соответственно не успевает прорешать все обязательные задание за отведенный урок. Получает за контрольные 3, хотя это не отражает реального уровня знаний.

Ответьте, пожалуйста, на вопрос - обязан ли ребенок за 45 минут урока успевать прорешать все 5 обязательных заданий к выполнению при этом полностью переписывая все условия заданий в тетрадь или при разработке этого сборника подразумевалось что этого времени должно быть достаточно для среднестатистического школьника только на прорешивание заданий.

Обращалась уже к учителю с просьбой разрешить моему ребенку не переписывать все условия заданий в тетрадь, но ей не разрешили. Как быть? Куда обращаться за помощью?

Заранее спасибо, Яна.


Ответ:

Здравствуйте, уважаемая Яна. Сложно сказать, с чем связаны такие требования к выполнению контрольной работы.

На наш взгляд, каждый учитель имеет полное право выработать свои требования к написанию работы. Вместе с тем, они должны быть согласованы с основными установками и принципами программы. Отметим, что одними из важных дидактических принципов работы по программе Л.Г. Петерсон (в том числе и в части организации выполнения контрольных работ), являются принцип психологической комфортности и вариативности.

Попробуем помочь Вам в решении описанной проблемы.Дело в том, что на сегодняшний день нормативных требований к оформлению письменных работ учащихся нет. Отсутствие общей системы требований часто приводит к наличию надуманных, не совсем обоснованных требований, что, скорее всего, и происходит в Вашем случае.

Безусловно, система требований к оформлению письменных работ учащихся должна быть. Но единство этих требований не должно, на наш взгляд, быть чрезмерно громоздким и мешать работе, как учащегося, так и учителя. Описанное вами требование учителя по оформлению контрольной работы может быть продиктовано выполнением приказа по школе, в котором прописывается системавнутренних требований к оформлению письменных работ учащихсяв школе.Итак, Ваш первый шаг это узнать у учителя или завуча по УВР, есть ливнутришкольный приказ, регулирующий оформление контрольных работ по математике и познакомиться с его содержанием. Если в этом приказе никаких требований об обязательной записи полного условия заданий нет, вопрос решается на уровне завуча.

Если такое требование действительно прописано в школьном приказе,Вы можете заручитьсяписьменной поддержкой школьного психолога (рекомендательного характера),и еще раз обратиться к учителю или завучу о послаблении этих требований для Вашего ребенка. Дело в том, что процесс письма физиологически и психологически очень сложен: при письме в координированную деятельность вовлекаются кора головного мозга (почти все ее отделы), многие мышцы тела.Изменения в почерке, нарушения орфографической и графической сторон письма могут определяться отклонениями в состоянии здоровья и психоневрологического статуса, проявляться при снижении работоспособности и при утомлении, которые связаны с несоответствием чисто педагогических требований и функциональных возможностей ребенка.По данным Института возрастной физиологии РАОсреди учащихся 5-х классов 20–25% детейимеют трудности различного характера, связанные с письмом. Не совсем правильно и корректно требовать от всех совершенно разных детей единообразной скорости письма. И тем более обозначать скорость письма, как критерий оценивания контрольной работы по математике.

Предложу Вам еще одну возможность получить помощь в решении описанной Вами проблемы. Эта возможность более растянута во времени, но все же попробуйте. Пригласите Вашего учителя (конечно, в наиболее корректной форме) к нам на курсы в Академию, которыесостоятся:

13.06.2013 - 26.06.2013 по теме «Технология деятельностного метода Л.Г. Петерсон («Школа 2000...»): реализация в курсах естественно-математического и гуманитарно-эстетического циклов основной и старшей школы».

Это поможет Вашему учителю понять авторский взгляд Л.Г. Петерсон на способ преподавания и систему оценивания по курсу математики «Учись учиться».

В завершение хочется отметить общую позицию методистов по основной школе ЦСДП «Школа 2000…», много лет проработавших в школе по данным учебникам и проводившим проверочные работы по указанному Вами сборнику, на которую Вы можете ссылаться при разрешении этой ситуации. Контрольная работа помимо своих прямых контрольных и мотивационных функций может стать инструментом для формирования у учащихся умения проводить самооценку и самоконтроль, однако использование контрольной работы в качестве инструмента для формирования навыка письма не является методически оправданным.

С уважением, методист Центра СДП «Школа 2000…»

Рогатова Марина Викторовна