Методические рекомендации

Ваш вопрос - наш ответ

Дети второй год не могут адекватно заниматься по программе Вашего учебника. Успеваемость по математике резко упала. Усваивать программу дети не в состоянии.

15.11.2012

Дети второй год не могут адекватно заниматься по программе Вашего учебника. Успеваемость по математике резко упала. Усваивать программу дети не в состоянии.

Вопрос подробнее:

Здравствуйте! Я задавала вопрос о том, что наших детей в 5 классе начали учить по Вашей программе. Сейчас мы в 6 классе. Школа с углубленным изучением немецкого языка - 5 дней в неделю немецкий язык и еще 2 раза - английский. С 1 по 4 класс был учебник Демидовой. Дети второй год не могут адекватно заниматься по программе Вашего учебника. Успеваемость по математике резко упала. Усваивать программу дети не в состоянии. У них нет соответствующей подготовки в начальной школе. Неоднократно разговаривали и с учителем математики и с классным руководителем - никакого результата. Учитель имеет право выбирать программу. Нам отвечают: "Не надо лениться!" Но ведь нарушается вся идея Вашей системы! Как нам правильно поступить в данной ситуации? Очень надеюсь на Ваш ответ, может и не на сайте.

Ответ:

Спасибо за Ваш вопрос. Всегда приятно, когда родители принимают живое участие в жизни своего ребенка и в его образовании, вдвойне приятно, когда это участие корректное и грамотное.

Действительно, одним из дидактических принципов образовательной системы Л.Г. Петерсон является принцип непрерывности, которыйпредполагает преемственность между всеми ступенями обучения на уровне технологии, содержания и методики. Естественно, наиболее комфортные условия для овладения программой 5 – 6 классов создаются при условии продолжения работы, начатой в начальной школе. Именно в начальной школе закладывается тот базис, на основании которого выстраивается программа 5 – 6 классов. В пояснительной записке программы «Учусь учиться» по математике для 5 – 6 классов четко указано, что «данная программа является непосредственным продолжением программы по математике для начальной школы Л.Г. Петерсон» (см. «Методические рекомендации»).

Однако наш опыт показывает, что включение в изучение данного курса возможно и в 5 классе. Положительныйрезультатк концу 6 класса возможен только при условии грамотной методической работы учителя.Здесь учителю могут помочь курсы повышения квалификации, которые регулярно проводятся в нашем Центре. В случае, когда учитель берет на себя ответственность и пренебрегает важнейшим из принципов нашей системы, то здесь обычно помогаютследующие рекомендации.

Самое главное – поддержать мотивацию учащихся. Обязательным является соблюдение принципа психологической комфортности, принципа минимакса и вариативности. Не следует «забрасывать» детей двойками, которые неизбежно возникнут при таком «плавном» переходе, наоборот необходимо поддерживать их познавательный интерес и постепенно в течение 5 класса «закрывать» все пробелы в содержании.

Курс математики 5 класса написан так, что при грамотной работе учителя можно постепенно «подтянуть» все темы начальной школы. На этапе повторения с детьми прорабатываютсяследующие темы:

1 класс

Задача (ч. 2, уроки 23, 25, 27–30); Величины длина, масса, объем (ч. 3, уроки 1, 4, 6); Составные задачи на нахождение целого и части (ч. 3, уроки 10, 23); Уравнения на сложение и вычитание (ч. 3, уроки 11–15).

2 класс

Операции, алгоритмы (ч. 2, уроки 1–2, 4–5, 10–11); Свойства сложения и вычитания (ч. 2, уроки 14–16); Площадь фигур (ч. 2, уроки 19–20); Объем фигур (ч. 3, урок 23); Смыл умножения и деления (ч. 2, уроки 22, 31, 36); Уравнения на умножение и деление (ч. 2, уроки 1–4); Свойства умножения (ч. 3, уроки 25, 28, 31) Деление с остатком (ч. 3, уроки 35–36).

3 класс

Множества (ч. 1, уроки 1–4, 6, 9, 12); Переменная, высказывание, уравнение, формула (ч. 2, уроки 23–32); Задачи на движение (ч. 3, уроки 1–6); Задачи на стоимость (ч. 3, урок 10); Задачи на работу (ч. 3, урок 15–16); Решение задач (ч. 3, урок 17–19).

4 класс

Неравенства (ч. 1, уроки 1–4); Доли и дроби (ч. 1, уроки 21–25, 27–30; ч. 2, уроки 1–4); Смешанные числа (ч. 2, уроки 8–13); Шкалы, координаты на луче, задачи на одновременное движение (ч. 2, уроки 17, 19–20, 23–24, 26–30); Измерение и построение углов (ч. 3, уроки 1, 3–5, 8); Диаграммы (ч. 3, уроки 10–11); Координаты на плоскости (ч. 3, урок 14–16); Графики движения (ч. 3, уроки 18–19).

Обычно в ситуации такого нестандартного перехода мы рекомендуем приобрести эталоны «Построй свою математику» (блок-тетради) для 3 и 4 классов. В них в структурированном виде собраны все способы рассуждений и действий детей, которыми они должны были овладеть в начальной школе по программе Л.Г. Петерсон. Из них выбираются те, которые мы перечислили выше – эти эталоны-памяткистановятся надежными помощниками детей дома и в классе.

Судя по ситуации, описанной в Вашем письме, такаяработа учителем не проводилась. Здесь мы можем посоветовать Вам попробовать вовлечь учителя в совместное решение данного вопроса, корректно донести до учителя позицию специалистов Центра СДП «Школа 2000…», посоветоваться с администрацией Вашей школы о поиске эффективных путей в решении данной проблемы.

Со своей стороны Вы можете поддержать своего ребенка верой в его успех, в его силы. Попробуйте не акцентировать свое внимание на неудачах, а сосредоточьте его на успехе. Программа, на протяжении многих лет, дает один из самых высоких результатов, как по математике, так и по развитию личностных качеств детей. Очень скоро Ваш ребенок почувствует, что, несмотря на то, что (при данной организации работы) ему не совсем просто, а, иногда, сложно учиться, он все чаще справляется с разными задачами, добивается результатов, о которых вчера еще не было и речи. В конечном счете, он увидит результаты этой работы и будет комфортно себя чувствовать в дальнейшем. Важно сейчас его поддержать на этом пути.

С уважением, методист ЦСДП «Школа 2000…»

Рогатова Марина Викторовна