Актуальные вопросы и ответы по программе «Учусь учиться» Л.Г. Петерсон

Ваш вопрос - наш ответ

Как оценить работу ученика на уроке? Нормы оценки.

15.10.2012

Как оценить работу ученика на уроке? Нормы оценки.

Ответ:

Добрый день!

Отметим, что Ваш вопрос волнует многих учителей.

В первую очередь, подчеркнем, что работая в дидактической системе деятельностного метода обучения Л.Г. Петерсон, у учителя меняется сам подход к оцениванию учащихся.

Главным отличием работы в деятельностном методе обучения является то, что дети не получают знания от учителя в готовом виде, а под его руководством открывают их для себя сами.

Для того, чтобы разобраться в этом более подробно, рассмотрим, какие есть типы уроков деятельностной направленности.

В дидактической системе Л.Г. Петерсон («Школа 2000…») выделяются четыре типа уроков в зависимости от их целей:

  • уроки «открытия» нового знания;
  • уроки рефлексии;
  • уроки построения системы знаний;
  • уроки развивающего контроля.

На уроках «открытия» нового знания организуется процесс самостоятельного построения детьми новых способов действия.

На уроках рефлексии учащиеся, с одной стороны, закрепляют построенные знания, вырабатывают практические умения и навыки их применения и одновременно, что очень важно(!), учатся выявлять причины своих ошибок и самостоятельно их корректировать.

Уроки построения системы знаний посвящены структурированию и систематизации изучаемого материала.

Целью уроков развивающего контроля является контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов.

Много вопросов возникает у учителей при оценивании работы учащегося на уроке «открытия» нового знания. Действительно, как оценить ребенка, который делает открытие? Главный принцип оценивания на уроке – оценивается только успех! Ребёнок только открывает новое для себя знание, какая оценка здесь может быть? Если ученик не разобрался в новой для него теме, он сможет это сделать на уроках рефлексии. Главное его вдохновить, чтобы он захотел идти дальше в процессе познания. Догадался – молодец! Выдвинул гипотезу – молодец! Четко сформулировал свое затруднение – молодец! Ведь только через затруднение можно научиться новому. Понял причину своего затруднения – умница!

Часто при оценивании всего урока учителя произносят фразу: «Те ученики, которые испытали сегодня затруднение, поставьте себя на ступеньку ниже…» Почему? Ведь умение понимать своё затруднение и определяет процесс саморазвития в целом! Поэтому применение внешнего оценивания должно быть разумным. Важно создавать среду для мотивации ребенка к успешной учебной деятельности, оценивать динамику развития каждого ученика в целом. Вера в ребенка, в его силы – главный стимул для ученика. «У тебя завтра обязательно получится!», – такие важные слова, которые нужны каждому из нас в процессе обучения.

Главная задача ребенка на уроке рефлексии – понять что у тебя пока не получается, разобраться в этом и исправить свои ошибки. Поэтому самостоятельные работы на этом уроке носят обучающий характер. Таким образом, основными задачами урока являются:

1) самоконтроль учащимися уровня усвоения учебного содержания, выявление и коррекция ими своих затруднений;

2) повышение эффективности образовательного процесса на основе анализа и устранения причин выявленных проблем;

3) мотивация учащихся к учению.

При этом мотивационная функция является основной.

Отрицательные отметки «в столбик» не решают ни одной из этих задач, снижают мотивацию, поэтому смысла в них мы не видим. Достаточным сигналом тревоги для учащегося должно являться уже само отсутствие отметки за самостоятельную работу («ничего не заработал»), что означает его неготовность пока к контрольной работе.

В соответствии с принципом минимакса дидактической системы Л.Г. Петерсон («Школа 2000...») уровень самостоятельных работ должен быть достаточно высоким (так, чтобы на 4 и 5 справились примерно половина учащихся), но оценивается только успех: либо 5, либо по желанию – 4, возможно выставление 4 после качественного выполнения работы над ошибками. Таким образом, система заданий самостоятельной работы – возможность для каждого ученика раскрыть и реализовать свой потенциал, но не обязательное требование.

Обучающие самостоятельные работы призваны подготовить учащихся к выполнению контрольных работ, уровень трудности которых должен быть существенно ниже (так, чтобы на 4 и 5 справлялись примерно три четверти класса), но оценка за которые выставляется обычно уже каждому учащемуся.

Как говорил Аристотель, «для того, чтобы преуспеть в учении, надо догонять тех, кто впереди, и не оглядываться на тех, кто сзади».

При проведении уроков контроля знаний оценки выставляются по общепринятым критериям. Так при оценке контрольных работ рекомендуются нормы оценки, традиционно используемые в российской школе: «5» – если все выполнено и работа содержит не более двух недочетов, «4» – если сделано не менее 75% работы, «3» – если сделано не менее 50% работы. Подчеркнем, что в Центре СДП разработана компьютерная программа «Электронные приложения к учебникам математики Л.Г. Петерсон», которая позволяет выявить проблемные зоны, отследить динамику и результативность каждого ребенка по каждому навыку и всей контрольной в сравнении с возрастной группой.

Важным отличием урока развивающего контроля является то, что требования к написанию контрольной работы и критерии оценивания известны не только учителям, но и ученикам. Работу учащегося оценивает не только учитель, но и сам ученик, осваивая при этом саму процедуру грамотного контроля. При необходимости, происходит согласование оценок в соответствии с принятыми критериями. Поэтому вопрос: «За что мне такая оценка?», – пропадает сам собой. Отмечу, что очень часто, ребята гораздо строже себя оценивают, чем сами учителя.

Еще одной важной составляющей проведения контрольной работы является выявление своих ошибок и их исправление.

Подчеркнем, что не все контрольные работы проходят в технологии урока развивающего контроля. Существуют и административные работы, с которыми наши дети, как правило, справляются очень успешно.

Многие учителя при прохождении курсовой подготовки задают один и тот же вопрос: «Откуда брать плохие отметки? Если так работать, как вы предлагаете, то и плохие отметки брать неоткуда…».

Хочу здесь отметить, что из практики своей работы и работы многих наших коллег получается так, что «отличник» имеет «пять», «хорошист» – «четыре», а «троечник» – «три». Причем, при грамотной работе, количество «троечников» стремиться к нулю.

Действительно, работая в дидактической системе деятельностного метода обучения, выполняя рекомендаций автора Л.Г. Петерсон, плохие отметки не за что будет ставить, так как учащиеся осознанно начинают подходить к своему труду, хотят учиться, верят в себя и радуются вместе с учителем своим успехам! Дорогие учителя, помните, что неудача ученика - это Ваша неудача, а успех ребенка - это и Ваш успех!

С уважением, методист Центра СДП «Школа 2000…»

Н.В. Посполита.