Образовательная программа "Школа 2000..."

Ваш вопрос - наш ответ

При всей глубине Вашего подхода, на мораль, духовность, честность и доброту времени не останется

03.07.2012

При всей глубине Вашего подхода, на мораль, духовность, честность и доброту времени не останется

Вопрос подробнее:

После победы над 1-м классом моей дочерью в 2012 г., я перечитала все Ваши труды с 1 по 4 класс. Польза от программ повышенной сложности в первых 4х классах начальной школы очевидна и ясна.

Все дети, которые учатся по Вашей программе к 8-му классу, наверное, начнут мат. анализ, весь курс высшей математики и статистику за первый курс любого ВУЗА. В 9м классе перейдут к доказательству еще недоказанных теорем и формул. А после школы, минуя Университет или Академию, сразу станут Ковалевскими, Складовскими и др. известными людьми.

Одно удручает. При всей глубине такого подхода на мораль, духовность, честность и доброту времени не останется.

С Уважением. К.К.

Ответ:

Уважаемая мама ученицы 2-го класса и наш пользователь сайта!

В Вашем письме ощущается боль и досада. Боль и досада на учебник? На автора учебника? Учителя? Всю образовательную систему?

Безусловно, что на процесс обучения Вашего ребенка влияют очень много факторов. Насколько мы поняли, причина Вашей удрученности в том, что корнем всех бед Вы считаете необоснованное, с Вашей точки зрения, усложнение содержания курса математики, направленное на то, чтобы всех детей сделать «Ковалевскими, Складовскими и другими известными людьми». И это не оставляет времени на «мораль, духовность, честность, доброту» и другие нравственные качества личности.

Мы рады рассказать Вам о том, что Ваши опасения не подтверждаются не только намерениями (концепцией) авторов программы и учебников, но и многолетней (более 35 лет) широкой практикой использования этих учебников в России и за рубежом. Более того, без этих учебников и заложенной в них педагогической концепции картина математического образования и российской системы образования в целом была бы значительно более печальной.

Не сомневаемся, что ваше восприятие ситуации основано, прежде всего, на том, что Вас учили по-другому, и многое, что Вы наблюдаете, Вам не понятно, кажется абсурдным. Но давайте не спеша разбираться.

Вы же не будете возражать против известной древней мудрости: «Я слышу – и забываю, вижу – и запоминаю, делаю – и понимаю»? Но вспомните, как нас учили? Нам объясняли, а мы должны были «понять» и «запомнить». Но почему-то далеко не все понимали и запоминали. «Три пишем – два в уме» – самый популярный слоган советского учителя, с детских лет приучающий детей ко лжи, списыванию, припискам и, по сути, развращающий их личность. Какая уж тут честность?

Учебники Л.Г. Петерсон предлагают идею «делаю» при изучении математики (и, кстати, других предметов). Ученик не получает знание в готовом виде, а сам «открывает» их (открывает для себя) точно так же, как они формировались в культуре. Для этого созданы специальные методики, которые помогают учителю практически организовать эти детские «открытия». Надо ли говорить о том, что при этом детям становится интересно учиться, у них развивается мышление, формируется способность к созиданию, и как следствие, духовность и нравственность, – ведь человека создал труд! Этому помогают и специальные задания. Например, задание, в котором, решая вычислительные примеры, дети расшифровывают слово ДОБРОТА, а учителю предлагается обсудить с детьми, как они понимают это слово и почему оно важно для каждого человека.

Вам, наверное, интересно будет узнать, что создается специальный курс «Мир деятельности» для системы классных часов, который дополняет эту работу учебников Л.Г. Петерсон по формированию у детей желания и умения учиться, готовности к самоизменению и саморазвитию, нравственных личностных качеств. В курсе «Мир деятельности» есть, например, такие темы: «Честность в учебной деятельности», «Верю в себя!», «Я – другой», «Как понимать друг друга без слов», «Правила работы в группе», «Ценности нашей жизни: дружба», «Затруднение – мой помощник в учении» и много-много других, не менее важных. Очень важно, чтобы учителя в своей работе использовали предоставленную в программе возможность обсуждать с детьми эти вопросы и опираться на них в организации математической деятельности детей.

Таким образом, дети в данной программе глубже осознают смысл изучаемых понятий и личностный смысл учения. В силу этого, они быстрее и глубже усваивают, в том числе, и математику, и быстрее продвигаются вперед. Это вступает в противоречие с привычными представлениями взрослых о том, что и как «положено», и возникает иллюзия перегрузки.

Однако, исследования показывают, что этот курс посилен и особенно важен для детей с проблемами в развитии – за счет заложенных в курсе педагогических инструментов эти дети не «вываливаются» из обучения в 6–7 классе, как обычно бывает (то есть просто перестают понимать то, о чем идёт речь на уроках), а, наоборот, выравниваются, догоняют и перегоняют некоторых своих более одаренных, но менее трудолюбивых сверстников. Выбирают они самые разные специальности – дизайнеры и историки, физики и строители… Но за счет заложенных в курсе инструментов личностного становления и сформированных способностей к труду дети в большинстве своем, даже в случаях, когда учитель и родители не полностью осознают и реализуют заложенный в программе потенциал, становятся, тем не менее, более успешными в любой сфере деятельности, которую выберут.

Вы можете убедиться в этом и на собственном примере. Откройте учебник 1 класса по любой другой программе и попросите свою дочку выполнить несколько заданий. Скорее всего, она без труда с ними справится. С возрастом, эта «конкурентоспособность» детей по сравнению с теми, кто учится по другим программам, становится еще более явной. Это немало, так как общеизвестно воспитывающее значение математического образования самого по себе. Познакомьтесь с программой курса «Мир деятельности» и попробуйте сами оценить, важно ли Вашей дочке освоить предложенные в курсе духовные и нравственные нормы.

Чем Вы можете помочь дочке? Прежде всего, по какой бы программе она не училась, станьте ей другом и показывайте личный пример – это лучший в мире воспитатель, ведь главное влияние на личность ребенка всегда оказывает семья. Всегда поддерживайте дочку морально и демонстрируйте веру в ее силы – в то, что она лучше всех и у нее обязательно все получится. Спокойно относитесь к ее неуспеху, никогда не ругайте ее за это, а пытайтесь вместе с ней понять, что у ребёнка ПОКА НЕ ПОЛУЧИЛОСЬ и ЧТО НУЖНО СДЕЛАТЬ, ЧТОБЫ ИСПРАВИТЬ СИТУАЦИЮ. Воспитывайте спокойное отношение к ошибке как к ситуации, на которой учатся – и взрослые, и дети. Если в Вашей школе не используется куре «Мир деятельности», а Вам он понравится, познакомьтесь с ним поближе и, возможно, пройдите его вместе с ребенком (подробные методические рекомендации – как построить работу по этому курсу, созданы). Это принесет огромную пользу дочке и послужит будущему вашему взаимопониманию.

Результат обучения, Вашей дочки, по нашей программе, надеемся, Вас порадует, особенно, если Вы поможете ей и личным примером, и правильно занятой позицией.

С уважением, методист Центра системно-деятельностной

педагогики «Школа 2000…» Академии ПК и ППРО

Посполита Наталья Владимировна.