Методические рекомендации

Ваш вопрос - наш ответ

Что такое математическая проблема в 5 классе?

03.02.2012

Что такое математическая проблема в 5 классе?

Ответ:

Заданный Вами вопрос содержит несколько понятий, которые могут потребовать дополнительного разъяснения. Хотя из формулировки вопроса не очень ясно, что именно Вас интересует, мы попытаемся ответить на него, осветив различные стороны этого вопроса.

Итак, если, задаваясь вопросом «Что такое математическая проблема в пятом классе?», Вы интересуетесь теоретическим обоснованием организации проблемного обучения в пятом классе на уроках математики в 5 классе, то мы можем ответить следующее. В соответствие с формулировкой Психолого-педагогического словаря (с. 359): «Проблемное обучение – один из видов обучения, основанных на использовании эвристических методов». Впервые было применено и описано как технология в 70-е годы в Канаде (Онтарио). В основе проблемного обучения стоит постановка учителем или самими учащимися проблемы, которая может носить как практический, так и теоретический характер. Решение поставленной проблемы осуществляется учащимися чаще всего в подводящем диалоге, побуждающем диалоге или реже самостоятельно в группах (индивидуально).Более подробную информацию о проблемном обучении Вы можете найти в различной литературе, приведем здесь некоторые из источников:

1. Бабанский Ю.К. Проблемное обучение как средство повышения эффективности учения школьников. - Ростов н-Д, 1970.

2. Брушлинский А.В. Психология мышления и проблемное обучение. - М., 1983.

3. Вопросы проблемного обучения в школе: Сб. ст. / Под ред. М.И. Махмутова. - Казань, 1970.

4. Высоцкая С.И. Проблемные ситуации в процессе обучения гуманитарным предметам: уч. пособие. - Алма-Ата, 1971.

5. Ильницкая И.А. Проблемные ситуации и пути их создания на уроке. - М., 1985.

6. Кудрявцев Т.В. Создание проблемных ситуаций - средство активизации учащихся // Профессионально-техническое обучение. - 1965. - № 7.

7. Лернер И.Я. Процесс обучения и его закономерности. - М., 1980.

8. Лернер И.Я. Проблемное обучение. - М., 1974.

9. Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе. - М., 1977.

10. Фридман Л.М., Маху В. Проблемная организация учебного процесса. - М., 1990.

11. Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике.- М., 1976. - С.34-36.

12. Эсаулов А.Ф. Психология решения задач. - М., 1972.

13. Оконь В. Основы проблемного обучения. - М., 1968.

14. Баксанский О.Е. Проблемное обучение: обоснование и реализация // Наука и школа – 2000-№ 1.

15. Бейзеров В.А. Проблемное обучение // Образование в современной школе – 2005- № 12.

16. Блинова Е.Р. Создание на уроке проблемной ситуации с помощью конкретной задачи //Образование в современной школе – 2003- № 11.

и др.

Если, задаваясь вопросом «Что такое математическая проблема в пятом классе?», Вы интересуетесь практикой создания проблемных ситуаций на уроках математики в 5 классе, то мы можем предложить Вам воспользоваться методическим пособием, разработанным в нашем центре – диском «Сценарии уроков к учебнику математики». В этом пособиисобраны сценарии уроков «открытия» нового знания и рефлексии к учебнику математики для 5 класса автора Л.Г. Петерсон по программе «Учусь учиться».

Целью этих сценариев является оказание методической помощи учителям на этапе освоения технологии деятельностного метода. Технология деятельностного метода, наряду с системой дидактических принципов, входит в дидактическую систему деятельностного метода Л.Г. Петерсон («Школа 2000…»). Данная дидактическая система построена на понятийных основаниях, не психологической версии теории деятельности (В.В. Давыдов), а методологической теории деятельности (Г.П. Щедровицкий, О.С. Анисимов и др.). Благодаря теоретическому подходу, использованному для ее построения, в данной дидактической системе осуществлен синтез не конфликтующих между собой идей из новых концепций образования (П.Я. Гальперин, Л.В. Занков, В.В. Давыдов и др.) с позиций преемственности с традиционной школой, включая и проблемное обучение. Данная технология последние 10 лет развивалась на передовом рубеже науки – в Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования– и дает качественно новые результаты. Такой подход обеспечивает достижениене только предметных результатов образования, но и систематическое формирование метапредметных результатов, соответствующих ФГОС.

Нужно заметить, что организация обучения с использованием принципов проблемного обучения является промежуточным уровнем применения технологии деятельностного метода. На данном уровне, как правило, способ организации открытия детьми нового знания не обеспечивает их рефлексивной самоорганизации, составляющей ключевой компонент деятельностного метода, а «сворачивается» в проблемное объяснение знаний, дополненное некоторыми важными структурными элементами учебной деятельности. Главной особенностью ТДМ, по сравнению с методом проблемного обучения, является то, что организация самостоятельного открытия детьми нового знания описано с помощью четко сформулированных требований к каждому этапу, в основании которых лежит методологическая теория деятельности.

Сценарии уроков составлены в соответствии с требованиями Центра системно-деятельностной педагогики «Школа 2000...» Академии ПК и ППРО к структуре уроков по технологии деятельностного метода, тематическим и поурочным планированием для соответствующего класса. Каждый сценарий урока на диске включает в себя:

1) Подробное описание сценария урока (MS Word 2003) и презентацию к уроку (MS PowerPoint 2003). К некоторым урокам имеются файлы для смарт-доски.

2) Демонстрационный и раздаточный материал (MS Word 2003).

Этот диск со сценариями может быть полезен педагогам, осваивающим деятельностный метод обучения как самостоятельно, так и на курсах повышения квалификации Центра системно-деятельностной педагогики «Школа 2000...» Академии ПК и ППРО.

И, наконец, если говорить о математической проблеме, как об общепринятом термине, то под математической проблемой подразумевают чаще всего некое утверждение с математическим содержанием, которое требует доказательства. Примером известной математической проблемы может служить великая теорема Ферма, которая была сформулирована Пьером Ферма еще в 1637 году, эта проблема оставалась неразрешенной вплоть до 1995 года. Многие математические проблемы до сих пор остаются открытыми. С учащимися 5 класса можно организовать «решение» той или иной математической проблемы. Естественно, эта проблема отбирается из учебного содержания программы по математике 5 класса. В этом случае учитель заранее знает к какому решению должны прийти дети и в соответствие с этим организует учебный процесс, в ходе которого пятиклассники решают поставленную проблему. Решение математической проблемы может быть организовано с меньшей (метод проблемного обучения) или большей (деятельностный метод обучения) степенью самостоятельности учащихся.

С уважением, методист ЦСДП «Школа 2000…»

Рогатова Марина Викторовна