Актуальные вопросы и ответы по программе «Учусь учиться» Л.Г. Петерсон

Ваш вопрос - наш ответ

Как правильно подготовить ребенка к самостоятельным и контрольным работам, на что можно опереться родителю?

21.12.2011

Как правильно подготовить ребенка к самостоятельным и контрольным работам, на что можно опереться родителю?

Ответ:

Самостоятельные работы, предложенные в курсе, как раз и представляют собой систему подготовки ребенка к контрольным работам. Поэтому специально готовиться к самостоятельным работам, вообще говоря, не предполагается. Они даются на высоком уровне трудности для того, чтобы ребенок мог выявить и осознать свои текущие затруднения, понять причину своих ошибок, исправить их, осознанно доработать нужный материал. К каждой самостоятельной работе обязательно выполняется работа над ошибками.

Таким образом, самостоятельные работы носят обучающий характер, их функция – рефлексивный анализ и коррекция собственных ошибок, мотивация к освоению изучаемого материала. Как отмечал еще Ж.-Ж Руссо – это самый эффективный способ усвоения нового знания. Выставлять отрицательные отметки за самостоятельные работы не рекомендуется, так как в этом случае они не смогут выполнить свою функцию. Поэтому в самостоятельных работах должен оцениваться лишь успех, что отмечено во введении к сборнику самостоятельных и контрольных работ по нашей программе.

В контрольные же работы обычно включается только материал, проработанный детьми в самостоятельных работах, а уровень трудности контрольных работ ниже. Поэтому если ребенок системно выполнял самостоятельные работы, анализировал свои ошибки и исправлял их, то контрольные работы не вызовут у него затруднения и будут успешно им выполнены.

Одновременно уровень текущего контроля в нашем курсе выше уровня административного внешнего контроля (город, регион, ЕГЭ). Это позволяет детям, обучающимся по нашим учебникам, успешнее с ним справляться.

Заметим, что довольно часто родители – с наилучшими, конечно, намерениями – заранее решают вместе с детьми задания будущих контрольных и самостоятельных работ, которые дети затем пишут в классе. Такой способ работы напоминает ситуацию, когда ребенку дают сильнейший антибиотик. Если малыш серьезно болен и есть угроза его жизни, то таблетки могут быть необходимыми. Переводя данный пример на язык школы – это случай, когда все запущено, полностью потерян его интерес к учению и вера в свои силы, ребенок ничего не понимает, на грани нервного срыва, и требуется хоть как-то реанимировать его веру в себя и желание учиться. Тогда такой способ работы на коротком промежутке времени может дать определенный результат. Но если постоянно пичкать ребенка антибиотиками без всякой надобности, то в результате будет разрушена его иммунная система – это просто вредно. Ведь никто не даст ему готовых решений в главных испытаниях его жизни и в будущей профессиональной деятельности.

Следовательно, чтобы правильно подготовить ребенка к контрольным работам, надо выполнять несколько простых правил.

Правило 1. Никогда не ругать ребенка за ошибки в самостоятельных работах, а с помощью «наводящих вопросов» помогать ему самому найти их причину и самому исправить.

Правило 2. Верить в успех ребенка (даже если пока у него ничего не получается), замечать любой, пусть даже самый маленький, его самостоятельный шаг вперед, морально поддерживать его и хвалить за этот сделанный шаг. (Вспомним у Агнии Барто: «Когда не ладятся дела, мне помогает похвала».)

Правило 3. Стремиться не «заставлять», а «мотивировать» ребенка, чтобы его работа над собой стала для него интересной и личностно значимой. При этом важно постепенно переходить от внешней мотивации к внутренней: «конфета» - «похвала» - «привычка» - «потребность».

Правило 4. Желательно, если позволяет ваше время и время ребенка, до контрольной работы проверить понимание им и умение применять те изученные правила (эталоны), которые войдут в будущую контрольную работу. Любой учитель, без сомнения, пояснит родителям разделы, которые предполагается контролировать в будущей контрольной работе.

Обратим еще раз внимание - надо не «натаскивать» детей на выполнение конкретных заданий, а работать над пониманием общих способов действий. Помощником в этом является пособие «Построй свою математику», где все эти общие способы представлены в форме правил и алгоритмов.

Хорошим помощником в подготовке к контрольным работам является также пособие «Электронные приложения к учебникам», которое дает возможность выявить реальные результаты ребенка в сравнении с возрастной группой по всем изучаемым разделам курса и, таким образом, осознать то, какие темы требуют доработки.

Итак, главное - создать атмосферу, вдохновляющую ребенка на собственное развитие, и, по мере возможности, помогать ему самому понять причины своих ошибок и исправить их.