Актуальные вопросы и ответы по программе «Учусь учиться» Л.Г. Петерсон

Ваш вопрос - наш ответ

Никак не могу понять систему оценивания. Мы должны оценивать знания по стандарту или по требованиям вашей программы?

21.12.2011

Никак не могу понять систему оценивания. Мы должны оценивать знания по стандарту или по требованиям вашей программы?

Ответ:

Позволим себе следующую аналогию. Фигуриста на соревнованиях оценивают по общим для всех, «стандартным» критериям, а система работы каждого тренера со своими подопечными и его система оценивания – это вопрос их индивидуальной подготовки к соревнованиям.

Точно так же, существуют административные контрольные работы (на уровне школы, района, города, страны), которые контролируют соответствие достигнутой подготовки учащихся требованиям стандартов, назовем их «судьи». И в то же время существуют разные образовательные программы, которые обеспечивают своими средствами подготовку учащихся к административному контролю – «тренеры».

Одной из таких образовательных программ является и наша программа «Школа 2000...», система оценивания в которой включает в себя следующие шаги:

1) при введении нового знания – самоконтроль и самооценка детьми уровня его усвоения;

2) при выполнении тренировочных заданий – самоконтроль детьми умения применять изучаемые способы действий, выявление и коррекция собственных ошибок, самооценка собственной коррекционной деятельности;

3) обучающий контроль при выполнении самостоятельных работ, задания предлагаются на высоком уровне трудности, их проверяет учитель, но оценивается лишь успех, при этом акцент делается на выявление учащимися причин ошибок и выполнение работы над ошибками;

4) контрольные работы, уровень трудности которых ниже, чем в самостоятельных работах, но выше уровня стандарта общего образования;

5) так называемые переводные и административные контрольные работы, проверяющие освоение стандарта общего образования, уровень которых существенно ниже уровня текущего и итогового контроля по программе.

При таком подходе учащиеся хорошо подготовлены к любому независимому тестированию и административному контролю («в учении трудно – легко в бою»). При этом не только системно контролируется уровень математической подготовки детей, но и развивается их мышление, формируется познавательная мотивация и навыки самоконтроля, что полностью соответствует действующему образовательному стандарту.

Заметим также, что действующий стандарт образования ориентирует на «расширение возможностей для реализации права выбора педагогическими работниками методов оценки знаний обучающихся», исходя, разумеется, из поставленных стандартом целей и задач образования.