Актуальные вопросы и ответы по программе «Учусь учиться» Л.Г. Петерсон

Ваш вопрос - наш ответ

Каковы особенности формирования самоконтроля в процессе решения задач в программе Л.Г. Петерсон?

21.12.2011

Каковы особенности формирования самоконтроля в процессе решения задач в программе Л.Г. Петерсон?

Ответ:

Все универсальные учебные действия (УУД), в том числе и действие самоконтроля, в программе Л.Г Петерсон формируются, исходя из общего методологического подхода, а именно:

1) приобретение учащимися опыта выполнения УУД;

2) мотивация и формирование общего способа выполнения УУД;

3) применение УУД, самоконтроль и коррекция;

4) контроль усвоения изучаемого УУД.

Первый шаг для всех УУД учащиеся проходят на уроках по любой теме курса «Учусь учиться», которые проводятся по технологии деятельностного метода Л.Г. Петерсон (ТДМ «Школа 2000…»). Особенностью этих уроков является то, что в ходе их учащиеся выполняют весь комплекс УУД, которые требуют новые стандарты. На уроках по надпредметному курсу «Мир деятельности», где дети приобретают общее знание того, как следует выполнять УУД (второй шаг). Третий шаг по каждому УУД они также проходят на предметных уроках в ТДМ, но теперь дети выполняют изучаемое УУД сознательно, с опорой на эталон. И, наконец, в рамках курса «Мир деятельности» последовательно осуществляется контроль осваиваемых УУД.

Соответственно, этот же путь учащиеся проходят и при формировании универсального действия самоконтроля. Так, в структуре урока открытия нового знания по ТДМ имеется специальный этап самоконтроля, на котором учащиеся выполняют небольшую самостоятельную работу по новой теме, и сами проверяют ее, сравнивая свою работу с эталоном. А на уроках рефлексии и развивающего контроля учащиеся, допустившие ошибки, самостоятельно анализируют свое решение, выявляют и исправляют допущенные ошибки. Далее в рамках надпредметного курса «Мир деятельности» они знакомятся с понятиями контроля и самоконтроля, строят общий способ самоконтроля и алгоритм исправления ошибок, в котором заложен методологический механизм грамотного контроля. Затем этот алгоритм учащиеся систематически применяют при проверке своих работ и, таким образом, вырабатывают навык самоконтроля.

Построенный общий способ формирования самоконтроля применяется, в частности, и при решении текстовых задач.