«Мир деятельности»

Ваш вопрос - наш ответ

Существует ли разработанная стартовая диагностика УУД при работе по курсу "Мир деятельности"?

20.12.2011

Существует ли разработанная стартовая диагностика УУД при работе по курсу "Мир деятельности"?

Ответ:

Проведение диагностики достижения поставленных целей является необходимой частью современной модели образования. В соответствии с целями надпредметного курса «Мир деятельности» нами разработана система комплексной диагностики его изучения. Диагностика направлена на выявление уровня освоения каждым ребёнком и классом в целом формируемых в данном курсе УУД.

Отметим, что основной целью системы диагностики в курсе «Мир деятельности» является определение уровня сформированности общеучебных знаний и связанных с ними умений каждого ученика и класса в целом по данной программе и составление плана коррекционной работы, как для ученика, так и для класса в целом.

В курсе «Мир деятельности» предложена комплексная диагностикарезультатов сформированности УУД учащихся, которая включает в себя следующие процедуры:

1)        тестирование учащихся (проводится учителем или заместителем директора) – диагностика сформированности надпредметных знаний;

2)        выполнение учащимися практической работы (проводится учителем) – диагностика сформированности надпредметных умений;

3)        наблюдение педагогов (проводится двумя экспертами) – диагностика сформированности надпредметных умений;

Отметим, что экспертами могут быть педагоги, наиболее часто работающие с учащимися диагностируемого класса: учитель – классный руководитель, учитель – предметник, учитель – воспитатель и т.д.

4)        наблюдение родителей (анкета для родителей)– диагностика сформированности надпредметных умений;

При формировании у учащихся метапредметных умений и личностных качеств большое значение имеет психологическое состояние детей. Поэтому разработанную систему диагностики мы рекомендуем проводить в корреляции с результатами психологических исследований по системе, разработанной в Центре СДП «Школа 2000…» АПК и ППРО[1]. В связи с этим комплексная диагностика результатов сформированности УУД у учащихся также включает в себя

5)        психологическое исследование (проводится психологом)[2].

Ключевыми факторами, влияющими на формирование личности ребенка (в том числе и на формирование его УУД), являются установки, ценности и система воспитания в семье, и, безусловно, личность учителя, его ценностные и профессиональные предпочтения.

Поэтому комплексная диагностика результатов сформированности УУД у учащихся также включает в себя:

6)        анкетирование педагога (классного руководителя) – профессиональные установки педагога;

7)        анкетирование родителя– установки и принципы взаимодействия родителей с ребенком.

Данные разработанной педагогической диагностики учащихся, которые имеют определяющее значение для конечного результата, опосредованно коррелируются с итогами анкетирования родителей и педагога. При проведении данной диагностики сопоставляются более 35 показателей. В результате этой работы удается получить максимально объективную картину сформированности УУД у учащихся, наиболее успешных или проблемных факторов, влияющих на их формирование, способов решения выявленных затруднений или дальнейшего развития успешных результатов.

В перспективе, по итогам широкомасштабной апробации данной диагностики, планируется, не только провести работу по ее коррекции и усовершенствованию, но и собрать базу данных по каждой возрастной группе с целью возможности сопоставить полученные в классе показатели с показателями возрастной группы.

Отметим, что все материалы для проведения комплексной диагностики и ее обработки входят в оборудование к надпредметному курсу «Мир деятельности». Обработка результатов диагностики происходим в автоматическом режиме. Главным результатом проведения диагностики является получение рекомендаций по планированию дальнейшей работы, связанной с формированием УУД у учащихся, как индивидуально для каждого ученика, так и для класса в целом.

Отметим, что на сегодняшний день мы предлагаем проводить диагностику уровня сформированности организационно-рефлексивных умений учащихся только психологами, учителями экспериментаторами или учителями, имеющими комплексную подготовку по деятельностному методу обучения на базе Центра СДП «Школа 2000...» АПК и ППРО. В ближайшее время предполагается разработка критериальной системы вопросов и задач для каждого ученика, которая позволит проводить данную диагностику не только специалистами-экспертами, но и каждым учителем, не прошедшим специальной подготовки по данному вопросу.

Таким образом, обязательная часть диагностики включает в себя сегодня только тестирование, которое проводится в соответствии с тематическим планированием курса «Мир деятельности» два раза в год на специально отведённых для этого занятиях. Эти занятия предусмотрены в поурочном планировании курса «Мир деятельности» и имеют все необходимое методическое сопровождение. Обработка всех данных происходит в автоматическом режиме. По итогам проведения диагностики педагоги получают данные об уровне сформированности УУД как каждого ученика, так и класса в целом и рекомендации по организации дальнейшей работы с каждым диагностируемым УУД.

Опыт проведения данного тестирования в сентябре на большой выборке учеников 1 класса показал, что знания о процессе учения у детей практически отсутствуют. Поэтому первое тестирование  в 1-ом классе проводится в январе и рассматривается как входное. Второе тестирование проводится в апреле.

  Подчеркнём, что основная цель данной диагностики не контроль, а помощь в необходимой коррекции своей работы. По результатам проведения диагностики учитель, заместитель директора и психолог имеют возможность составить план работы над дальнейшим формированием УУД учащихся и связанных с ними способностей и личностных качеств в соответствии с требованиями ФГОС.

 

Рекомендуемая литература по данному вопросу:

1.        Как перейти к реализации ФГОС по образовательной системе деятельностного метода обучения «Школа 2000...» / Методическое пособие. Под ред. Л.Г. Петерсон. − М.: АПК и ППРО, УМЦ «Школа 2000...», 2010.

2.        Мир деятельности. Методические рекомендации к надпредметному курсу. 1 класс. / Под ред. Л.Г. Петерсон. – М.: Национальное образование, 2011.

3.        Система мониторинга психического развития учащихся и психологического состояния педагогов / Е.А. Гусева. / В сб. «Школа 2000…». Непрерывность образования: дидактическая система деятельностного метода. Приложение к выпуску № 5. –  М.: УМЦ «Школа 2000…», 2005.

4.        Материалы для психологов экспериментальных площадок Центра СДП «Школа 2000...» АПК и ППРО: Методическое пособие. / Под ред. Е.А. Гусевой. – М.: УМЦ «Школа 2000...», 2011.



[1] Е.А. Гусева. Система мониторинга психического развития учащихся и психологического состояния педагогов / В сб. «Школа 2000…». Непрерывность образования: дидактическая система деятельностного метода. Приложение к выпуску № 5. –  М.: УМЦ «Школа 2000…», 2005 г.

Материалы для психологов экспериментальных площадок Центра СДП «Школа 2000...» АПК и ППРО: Методическое пособие. Под ред. Е.А. Гусевой. – М.: УМЦ «Школа 2000...», 2011.

[2] Психологическое исследование проводится в соответствии с возможностью школы и обрабатывается непосредственно школьным психологом.