Методические рекомендации

Ваш вопрос - наш ответ

Как правильно организовать урок общеметодологической направленности по теме "Делимость суммы и разности"?

08.11.2011

Как правильно организовать урок общеметодологической направленности по теме "Делимость суммы и разности"?

Вопрос подробнее:

Добрый день. Работаю с пятиклассниками первый год по вашей программе. Объясните, пожалуйста, как правильно организовать урок общеметодологической направленности по теме "Делимость суммы и разности". Спасибо.

Ответ:

Здравствуйте, уважаемый посетитель сайта. Вы просите рассказать, как построить общеметодологический урок по теме «Свойства делимости сложения и вычитания».

Напомним, что в дидактической системе деятельностного метода обучения существует 4 типа урока:

  • Урок открытия нового знания.
  • Урок рефлексии.
  • Урок построения системы знаний.
  • Урок развивающего контроля.

Ранее уроками общеметодологической направленности мы называли надпредметные уроки, которые сейчас проводятся в рамках курса «Мир деятельности». Этот курс можно использовать как в начальной, так и в средней школе. Он является методологической основой для формирования у учащихся УУД.

В программе по математике «Учусь учиться» автора Л.Г. Петерсон уроки по теме «Свойства делимости сложения и вычитания» являются уроками открытия новых знаний и рефлексии.

На второй пункт «Делимость суммы и разности» отводится 3 часа (два урока открытия новых знаний и один урок рефлексии».

Основные содержательные цели темы: тренировать способность к доказательству общих утверждений на примере свойств делимости суммы и разности; сформировать способность к построению алгоритмов на примере построения алгоритма деления суммы и разности на число; сформировать умение использовать свойства делимости суммы и разности для решения задач; сформировать умение использовать алгоритм деления суммы и разности на число для рациональных вычислений.

Особенности изучения учебного содержания: во втором пункте второго параграфа рассматриваются свойства делимости суммы и разности. На примете этих свойств учащиеся продолжают тренироваться доказывать общие утверждения на бесконечном множестве, но знание доказательства не является обязательным для всех учащихся. После изучения второго свойства интересно задать учащимся вопрос: «Будет ли делиться сумма и разность чисел, если ни одно из чисел не делится на данное число?».

В процессе выполнения заданий ( 484) учащиеся строят алгоритм деления суммы и разности на число.

№№ 485, 486 позволят учащимся получить ещё один способ нахождения НОД больших чисел.

490 даст возможность сформулировать ещё один способ выяснить делятся ли данные числа.

В серии дисков со сценариями уроков в технологии деятельностного метода к учебнику математики для 5−6 классов основной школы авторов Г.В. Дорофеева, Л.Г. Петерсон по программе «Учусь учиться» по данному пункту предлагаются сценарии №№ 40, 41, 42.

Предлагаем Вам основы уроков, построенных в технологии деятельностного метода обучения.

Урок 40. Делимость суммы и разности.

Новое знание:

Свойства делимости суммы и разности.

Задание на пробное действие:

На этапе актуализации знаний учащиеся формулируют гипотезу: первое свойство делимости суммы и разности на число.

В качестве пробного задания учитель просит поднять руки, кто уверен, что это свойство будет выполнять на всём множестве натуральных чисел.

Фиксация затруднения:

− Я не могу с уверенностью сказать, что сформулированное свойство будет выполняться на всём множестве натуральных чисел.

Фиксация причины затруднения:

− Мы не знаем эталона определяющего истинность сформулированного утверждения.

Цель деятельности:

Доказать или опровергнуть высказанное утверждение для всех натуральных чисел.


Эталоны:

Свойство 1.

Если число а делится на число c и число b делится на число с, то a +/- b делится на число c.

Свойство 2.

Если число а делится на число c, а число b не делится на число с, то a +/- b не делится на число c.


Урок 41. Делимость суммы и разности.

Новое знание:

Алгоритм делимости суммы и разности на число.

Задание на пробное действие:

Найти частное: (28а + 50с – 72ас) : 2

Фиксация затруднения:

− Я не могу найти частное.

Фиксация причины затруднения:

− Мы не знаем способа нахождения таких частных.

Цель деятельности:

Построить правило деления суммы и разности на число.

Эталоны:

Правило деления суммы и разности на число

Чтобы сумму разделить на число, можно разделить на это число каждое слагаемое и полученные частные сложить.
Чтобы разность разделить на число,можно разделить на это число уменьшаемое и вычитаемое, и полученные частные вычесть.


Урок 42. Свойства делимости разности и суммы (Р).

На данном уроке целесообразно сформировать способность к фиксированию собственных затруднений по теме «Делимость суммы и разности», выявлению их причин и построению проекта выхода из затруднений;повторить и закрепить свойства делимости суммы и разности, произведения, различные способы нахождения НОД и НОК чисел.


Методические рекомендации к выполнению заданий, решения и ответы

Номера заданий, из которых предлагается осуществлять отбор заданий для уроков



Каждый месяц на нашем сайте проходят консультации для учителей, работающих по программе «Учусь учиться». Также Вы можете воспользоваться дисками со сценариями уроков в технологии деятельностного метода к учебнику математики для 5−6 классов основной школы авторов Г.В. Дорофеева, Л.Г. Петерсон.