Ваш вопрос - наш ответ

Умение эффективно действовать в нестандартной ситуации

16.06.2011

Умение эффективно действовать в нестандартной ситуации

Вопрос подробнее:

Умение эффективно действовать в нестандартной ситуации. Назовите 2 любых вида деятельности, которые способствуют развитию этого умения. Поясните, как им пользоваться в нестандартных ситуациях

Ответ:

Уважаемый посетитель сайта, спасибо за интересный вопрос! Умение эффективно действовать в нестандартной ситуации сегодня становится одним из наиболее важных, на наш взгляд, конкурентных преимуществ любого человека – это требование времени, условие жизни в современном изменяющимся мире.

Нестандартную ситуацию можно назвать по-разному – затруднение, проблема и т.д. Психологи отмечают, что человек, попадая в ситуацию неопределенности, когда он не знает точно, что и как будет дальше, испытывает больший или меньший стресс. Как научить наших детей (а прежде – научиться самим!) эффективно действовать в таких ситуациях – вопрос, волнующий многих. Этот социальный заказ общества является важным компонентом нового Федерального государственного образовательного стандарта.

В нашем Центре системно-деятельностной педагогики АПК и ППРО на основе последних научных разработок в методологии – общей теории деятельности Г.П. Щедровицкого, О.С. Анисимова и др., создан уникальный для современного образования механизм – дидактическая система деятельностного метода обучения Л.Г. Петерсон, в основе которой лежит метод рефлексивной самоорганизации. Его основные шаги: умение выполнять пробное действие, грамотно фиксировать затруднение, устанавливать причину возникшего затруднения, осуществлять проект – ставить цель выхода из затруднения, выбирать способ преодоления затруднения, строить и реализовывать план собственных действий, осуществлять самоконтроль и самооценку своей деятельности. Развитие каждого из этих умений работает на основную цель – научить человека самостоятельно принимать решения и эффективно действовать в любых ситуациях затруднения, научить учиться.

Чтобы выработать у детей это умение, мы вначале формируем у них первичный опыт выполнения надпредметных действий на уроках по разным учебным предметам, затем обобщаем этот опыт и вырабатываем общие способы надпредметных действий, а затем тренируем эти общие умения в ходе опять же предметных уроков – но теперь дети выполняют эти действия осмысленно, критериально, сами контролируют и корректируют себя.

Для этого в рамках дидактической системы Л.Г. Петерсон специально разработан надпредметный курс «Мир деятельности». Для осознанного осуществления общеучебных действий детям необходимо понимать – КАК учиться? Как действовать в случае затруднений, добиваться результата? Надпредметный курс «Мир деятельности» как раз и служит основой создания прочной теоретической базы для освоения этих действий, а в последующем – для саморазвития, самовоспитания, здоровьесбережения и успешной самореализации в жизни.

Для учеников начальной школы основным видом деятельности является учебная деятельность. Следовательно, весь процесс формирования любого умения эффективно проводить именно в рамках учебной деятельности, которая может приобретать самые разнообразные формы, как на уроках , так и во второй половине дня.

Формирование умения эффективно действовать в нестандартных ситуациях системно осуществляется в рамках курса математики Л.Г. Петерсон «Учусь учиться», где дано большое количество заданий с нестандартным ходом решения, творческих зданий, задач на смекалку. Многократная тренировка из урока в урок, изо дня в день способа преодоления затруднений на основе сформированных надпредметных знаний приводит в конечном итоге к тому, что дети научаются воспринимать затруднение как рабочую ситуацию и действовать спокойно, уверенно, эффективно, анализируя и корректируя свои неудачные попытки.

Заметим, однако, что, как и любой инструмент, метод рефлексии не универсален. Можно представить множество ситуаций, в которых лучше поможет интуиция, чувства, эмоции. Однако владение этим методом придает человеку чувство уверенности в себе, позволяет ему целенаправленно выстраивать свой жизненный маршрут.

Более подробно информацию о деятельностном методе обучения, технологии деятельностного метода, структуре современного урока Вы можете прочитать в научно-методической литературе:

1. Л.Г. Петерсон, Ю.В. Агапов, М.А. Кубышева, В.А. Петерсон. Система и структура учебной деятельности в контексте современной методологии. – М., 2006.

2. Как перейти к реализации ФГОС второго поколения по образовательной системе «Школа 2000...». – М., 2010.

3. Л.Г. Петерсон, М.А. Кубышева. Типология уроков деятельностной направленности. – М., 2008.

4. Л.Г. Петерсон, М.А. Кубышева, С.Е. Мазурина, И.В. Зайцева. Что значит «уметь учиться». – М., 2006.

5. Л.Г. Петерсон, Ю.В. Агапов. Формирование и диагностика организационно-рефлексивных общеучебных умений. – М., 2009.

С уважением, методист ЦСДП «Школа 2000…»

Наталья Владимировна Посполита