Методические рекомендации

Ваш вопрос - наш ответ

Вопрос о переходе ребенка с обычной программы к обучению по Вашей методике.

31.05.2011

Вопрос о переходе ребенка с обычной программы к обучению по Вашей методике.

Вопрос подробнее:

Уважаемая Л.Г .Петерсон!

Хотелось бы опять вернуться к вопросу о переходе ребенка с обычной программы к обучению по Вашей методике. Мы хотим перейти после окончания 4-го класса в 5-ый класс другой школы. Единственное, что нас очень и очень пугает это то, что математика преподавалась по Вашей методике.

Почитав вопросы и ответы, я убедилась, все лето нам нужно будет упорно заниматься и не только по учебнику 4-го. За что же браться? Купить учебники даже за 1-ый класс? Посоветуйте, пожалуйста, метод. литературу? На что нужно обратить особое внимание Айгуль Акйол, Казань.

Ответ:

Уважаемая Айгуль Акйол!

Наша программа – при грамотном ее использовании – создает благоприятные условия для успешного обучения в старших классах и далее для большинства детей, причем чем раньше ребенок начал обучение по программе, тем ему легче и результат лучше.

В 5 классе включение возможно – наш опыт показывает, что к концу 6 класса результат значительный. Но ребенку надо помочь.

Самое главное – его мотивация, желание «догонять» и осваивать дополнительно то, что другие дети уже изучили. Здесь обязательно нужно соблюдать следующие 4 правила:

1) правило учения с интересомвнимательно наблюдать за психологическим состоянием ребенка, стремиться сформировать у него интерес к занятиям через игровые ситуации, включение занимательных заданий, совместный поиск-соревнование, где он достаточно часто побеждает, переживание вместе с ним радости победы, преодоленного препятствия;

2) правило создания ребенка у веры в свои силы– постоянная моральная поддержка ребенка и демонстрация веры в его силы (Ты сможешь! У тебя все получится!), восприятие затруднений как рабочей ситуации, спокойное отношение к ошибкам и к тому, что пока не получается, обязательное ожидание и фиксация пусть даже маленького его успеха,.

3) правило посильных задач – не допускать перегрузок, которые разрушат и радость, и интерес учения;

4) правило наказаний через «огорчение» – это единственный эффективный способ наказания, при этом огорчения должны быть именно в кавыках, не «от сердца», без обидных слов, иначе ребенок не поверит, что Вы в него верите.

Исходя из сказанного, ваши летние занятия с ребенком не должны лишить его отдыха, иначе у него не хватит ресурса для успешной учебы в течение года.

Курс написан так, что «подтянуть» все темы можно в течение первого полугодия в 5 класса – постепенно все темы начальной школы прорабатываются. Но это менее продуктивно и комфортно, чем позаниматься летом, но без перегрузки. Можно, например, выработать правило: 6 дней в неделю заниматься с 9.00 до 10.30, а затем все дни и в воскресенье – полноценный отдых.

Теперь по содержанию работы. Попросите у кого-либо из детей вашего класса весь комплекс учебников за начальную школу (1–4 классы), и разберите с ребенком следующие темы (выбирайте из уроков только задачи по теме и, если ребенок сам захочет, как поощрение – то, что он сам попросит, если ему будет интересно).

1 класс

Задача (ч. 2, уроки 23, 25, 27–30); Величины длина, масса, объем (ч. 3, уроки 1, 4, 6); Составные задачи на нахождение целого и части (ч. 3, уроки 10, 23); Уравнения на сложение и вычитание (ч. 3, уроки 11–15).

2 класс

Операции, алгоритмы (ч. 2, уроки 1–2, 4–5, 10–11); Свойства сложения и вычитания (ч. 2, уроки 14–16); Площадь фигур (ч. 2, уроки 19–20); Объем фигур (ч. 3, урок 23); Смыл умножения и деления (ч. 2, уроки 22, 31, 36); Уравнения на умножение и деление (ч. 2, уроки 1–4); Свойства умножения (ч. 3, уроки 25, 28, 31) Деление с остатком (ч. 3, уроки 35–36).

3 класс

Множества (ч. 1, уроки 1–4, 6, 9, 12); Переменная, высказывание, уравнение, формула (ч. 2, уроки 23–32); Задачи на движение (ч. 3, уроки 1–6); Задачи на стоимость (ч. 3, урок 10); Задачи на работу (ч. 3, урок 15–16); Решение задач (ч. 3, урок 17–19).

4 класс

Неравенства (ч. 1, уроки 1–4); Доли и дроби (ч. 1, уроки 21–25, 27–30; ч. 2, уроки 1–4); Смешанные числа (ч. 2, уроки 8–13); Шкалы, координаты на луче, задачи на одновременное движение (ч. 2, уроки 17, 19–20, 23–24, 26–30); Измерение и построение углов (ч. 3, уроки 1, 3–5, 8); Диаграммы (ч. 3, уроки 10–11); Координаты на плоскости (ч. 3, урок 14–16); Графики движения (ч. 3, уроки 18–19).

Прорабатывая 1 и 2 классы, целесообразно разбирать за одно занятие примерно по 2–3 урока, а на 3–4 классы – по 1–2 урока (выбирая только задания по теме!). Тогда Ваш календарь будет выглядеть примерно так:

1 класс – 7 дней (до 8 июня)

2 класс – 9 дней (до 18 июня)

3 класс –16 дней (до 7 июля)

4 класс – 45 дней (до 20 августа)

Если какие-то темы Вы не успеете рассмотреть, то можно будет постепенно доработать их уже в ходе учебного года. При этом у ребенка летом не возникнет перегрузки, и особых затруднений у Вашего ребенка не будет возникать.

Очень Вам рекомендуем приобрести эталоны «Построй свою математику» (блок-тетради) для 3 и 4 классов. В них в структурированном виде собраны все способы рассуждений и действий детей, которыми они должны овладеть в начальной школе по программе Л.Г. Петерсон. Выберите из них те, которые мы перечислили – они Вам помогут.

Желаем Вам успеха!

С уважением,

М.А. Кубышева, к.п.н., заместитель директора

Центра системно-деятельностной педагогики «Школа 2000…» АПК и ППРО