Методические рекомендации

Ваш вопрос - наш ответ

Нам говорят, то что мы делаем, это не деятельностный метод.

04.04.2011

Нам говорят, то что мы делаем, это не деятельностный метод.

Вопрос подробнее:

Возникают претензии к учителям не по поводу программы "Школа 2000…", а к тому, как мы показываем деятельностный метод на уроке. Нам говорят, то что мы делаем, это не деятельностный метод. Всё делаем так как нас учили, соблюдая все этапы урока, но от нас ждут не этого, а чего? Мы не знаем. Может быть нам нужно отправить вам один из уроков, чтобы вы смогли указать нам на наши ошибки. Как это можно сделать? Заранее вам благодарна.


Ответ:

Уважаемые коллеги!

Насколько мы поняли, та подготовка, которую Вы прошли, позволяет Вам работать на так называемом «базовом» уровне реализации нашей дидактической системы. Этот уровень является важным и необходимым шагом в освоении деятельностного метода. С одной стороны, уже его использование дает заметный положительный сдвиг в качестве подготовки детей по параметрам ЗУН, в развитии познавательных процессов и познавательной мотивации. Однако на данном уровне, как правило, способ организации открытия детьми нового знания не обеспечивает их рефлексивной самоорганизации, составляющей ключевой компонент деятельностного метода, а «сворачивается» в проблемное объяснение знаний, дополненное некоторыми важными структурными элементами учебной деятельности.

Освоение базового уровня ТДМ – это, с нашей точки зрения, уже само по себе большое достижение, которое создает необходимую базу для поэтапного, постепенного освоения деятельностного метода в его полноте. И в этом смысле Вы имеете прекрасный задел для получения необходимого результата в формировании УУД. Но говорить о том, что деятельностный метод Вами полностью освоен уже сейчас, очевидно, преждевременно. Это длительный путь саморазвития учителя, в процессе которого он получает возможность самому освоить ту рефлексивную культуру саморазвития, которую мы должны передать нашим детям. У нас с вами ее никто не формировал, и поначалу трудно даже осознать глубину происходящих изменений в методе работы. Это осознание приходит лишь на следующих, углубленных уровнях подготовки, и до него еще надо «дорасти».

Возможно, здесь-то и кроется противоречие, которое отмечают представители Министерства: вы представляете как конечный результат то, что является лишь первым, хотя и очень значимым шагом.

В нашем Центре системно-деятельностной педагогики «Школа 2000…» АПК и ППРО создана многоуровневая система подготовки учителей: курсы базового уровня (которые прошли вы), курсы технологического уровня (где, собственно, и начинается освоение деятельностного метода), курсы методического уровня (где уточняются представления о деятельностном методе и начинается разговор о грамотной трансляции своего опыта его реализации) и др. Важное значение имеет также педагогическое общение и самообразование учителя в освоении деятельностного метода в межкурсовой период.

Только на курсах технологического уровня, обычно, приходит осознание того, как многому надо научиться, и учитель «дорастает» до позиции «ученика». Вспомним Омара Хайама:

«Повидал я немало на суше земной,

Неизвестного нет для меня под луной.

Мне известно, что мне ничего не известно –

Вот последняя истина, открытая мной».

Так давно занимаясь деятельностным методом, мы тоже осваиваем культуру саморазвития и занимаем позицию «ученика». Содержание курсов, как и содержание самого метода, постоянно совершенствуется, обогащается, за последние несколько лет существенно дополнен способ получения метапредметных результатов образования, которые требуют ФГОС.

Последние наши предложения опубликованы в книге «Как перейти к реализации ФГОС второго поколения по образовательной системе “Школа 2000…”», выпущенной нашим Центром в 2010 году. Нам кажется, что Вам было бы важно познакомиться в этой книгой.

В завершение, мы хотели бы отметить следующее:

1) То, что Вы в свое время познакомились с основами деятельностного метода обучения, дает вам при переходе к ФГОС значительные преимущества, поэтому Вы – молодцы.

2) Если вы почувствуете необходимость разобраться в нем глубже, вам надо изучить материалы вышеуказанной книги, в том числе познакомиться с траекторией саморазвития учителя при освоении.

3) Представляя деятельностный метод (способ формирования УУД, систему дидактических принципов, роль ТДМ и надпредметного курса «Мир деятельности» и др.), надо правильно себя позиционировать, то есть представлять точку своего роста, в которой вы в настоящее время находитесь (по-видимому, базовый уровень реализации ТДМ).

Это позволит вам ставить перед Министерством вопрос об оказании помощи вам и другим учителям в дальнейшем освоении метода (посещение технологических курсов - либо в нашем авторском Центре, либо выездные к вам; создание системы методической поддержки в освоении метода в вашем городе, районе). Тогда Министерство станет Вашим союзником, а не оппонентом.

Мы, конечно, можем посмотреть записи ваших уроков, чтобы понять, верны ли высказанные нами предположения. Но подробный дистанционный разбор уроков без прохождения технологических курсов, с нашей точки зрения, мало продуктивен.

С уважением, Людмила Георгиевна Петерсон