Образовательная программа "Школа 2000..."

Ваш вопрос - наш ответ

Ребёнок обучается по программе «Школа 2100», курс математики ваш – «Школа 2000...». Целесообразно ли это?

26.01.2011

Ребёнок обучается по программе «Школа 2100», курс математики ваш – «Школа 2000...». Целесообразно ли это?

Вопрос подробнее:

Мой ребенок обучается в 1 классе гимназии по программе «Школа 2100». Курс математики, однако, взят ваш – «Школа 2000...». Целесообразно ли это? Разработаны ли учебники по другим предметам в программе «Школа 2000...»? Спасибо.

Ответ:

Если учитель прошел подготовку по нашей программе, то мы считаем такой вариант возможным и целесообразным, поскольку, как показывает опыт, в большинстве случаев он приводит к более высокому качеству математической подготовки детей, что особенно ярко проявляется при их переходе в среднюю школу.

Методологических противоречий в совместном использовании учебников «Школы 2000...» и «Школы 2100» не существует, так как, по сути, «Школа 2100» использует концепцию «Школы 2000...» образца 1997 года.

Различия - организационные: «Школа 2000...» - научный проект по созданию новых способов обучения, который формировался с 1975 года под научным руководством ведущих советских ученых (Н.Я. Виленкина, В.В. Давыдова, Г.В. Дорофеева и др.), а «Школа 2100» - проект издательства БАЛАСС, которое использовало авторитет, имя и методологию «Школы 2000...» для названия своего комплекта.

Основатели «Школы 2000…» не согласились с предложенными БАЛАСС-ом в 1999 году жесткими требованиями дальнейшего научного развития по законам издательства, которое расценили как некий вариант «крепостного права», ведущего в научный тупик, к стагнации. Поэтому в последние годы траектории развития «Школы 2000…» и «Школы 2100» организационно разошлись. Но никакого отношения к использованию учителями учебников это, естественно, не имеет. Тем более что срочно написанный БАЛАСС-ом вариант «своей» математики, несмотря на многочисленные заимствования из наших учебников, оказался явно неудачными.

С другой стороны, научный коллектив «Школы 2000...», который последние 10 лет развивался на передовом рубеже науки - в Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, - создал новые методические, технологические и дидактические средства обучения, дающие качественно новые результаты. Зачем же тормозить развитие детей?

Что же касается «других учебников» программы «Школа 2000...», то за эти годы мы создали педагогический инструментарий, позволяющий использовать наш курс математики «Учусь учиться» на технологической основе, в условиях открытого комплекта. Приведем цитату из Заключения Российской академии образования по этому поводу: «Авторскому коллективу Ассоциации “Школа 2000…” удалось создать современную образовательную систему для массовой школы, которая полностью соответствует государственной политике и направлениям модернизации российского образования. Обеспечена возможность использования курса математики «Учусь учиться» с широким спектром учебников Федерального перечня без акцентировки на комплектность на основе системы дидактических принципов “Школа 2000…” и адекватной ей структуры урока».

Поэтому в последние годы мы говорим об открытом учебно-методическом комплексе учебников «Школа 2000...», включающего в себя:

1) непрерывный курс математики «Учусь учиться» Л.Г. Петерсон для дошкольников, начальной и средней школы программы «Школа 2000...»;

2) завершенные предметные линии учебников федеральных перечней (как входящие, так и не входящие в другие системы учебников, а значит, и в систему учебников «Школа 2100») по учебному плану ФГОС при условии их реализации на основе дидактической системы «Школа 2000...».

Создание открытого учебно-методического комплекса, предполагающего вариативность выбора учебников на единой технологической основе системно-деятельностного подхода, полностью соответствует современной нормативной базе – Закону РФ «Об образовании» (ст. 32, п. 23; ст.55, п. 4), Федеральному государственному образовательному стандарту, направленному на «…обеспечение единства образовательного пространства Российской Федерации в условиях многообразия образовательных систем…».

В 2010 году курс математики Л.Г. Петерсон программы «Школа 2000...» прошел государственную экспертизу на соответствие новому государственному образовательному стандарту как предметная линия и может использоваться школами, как и раньше, в условиях открытого УМК «Школа 2000...».

В месте с тем, в 2010 году произошло объединение двух мощных ресурсов – с одной стороны, методологического и научно-методического потенциала ДСДМ «Школа 2000…» и с другой – организационно-методического потенциала УМК «Перспектива» издательства «Просвещение». Дидактическая система «Школа 2000...» принята в качестве методологической основы системы учебников «Перспектива», а курс математики «Учусь учиться» Л.Г. Петерсон стал его системообразующей частью, что стало еще одним подтверждением эффективности открытого методологического подхода, предложенного в программе «Школа 2000...».

Система учебников «Перспектива» прошла государственную экспертизу на соответствие ФГОС во всех ее компонентах.

Таким образом, курс математики «Учусь учиться» Л.Г. Петерсон может использоваться в настоящее время в двух вариантах:

1) как и раньше, в открытом УМК «Школа 2000...»;

2) в системе учебников «Перспектива».

Поэтому с точки зрения авторского права вариант использования учебников в Вашей гимназии точнее было бы называть Открытым УМК «Школа 2000...». Но все эти названия и вопросы авторского права опять же не имеют никакого отношения к реальной работе школы.

Поэтому наш краткий ответ на Ваши вопросы следующий:

1) Целесообразно.

2) Любой учебник Федерального перечня при условии его использования на основе дидактической системы «Школа 2000...» (базовый уровень).

С уважением,
д.п.н., директор Центра системно-деятельностной
педагогики «Школа 2000…» АПК и ППРО
Людмила Георгиевна Петерсон