Ваш вопрос - наш ответ

Кто должен осуществлять контроль над объёмом домашнего задания?

21.01.2011

Кто должен осуществлять контроль над объёмом домашнего задания?

Вопрос подробнее:

Мой ребенок учиться во втором классе. Начиная с первого класса, учитель нередко задает в качестве домашнего задания всю тему от начала до конца. Так, например, уроки 8-9 (Математика 2 класс, часть 2) мы изучали полностью самостоятельно. Ребенок хорошо справляется с заданиями, но опасения вызывает объем домашних заданий и, соответственно, стремительно угасающий интерес к их выполнению! Об учете индивидуального темпа выполнения ребенком заданий и речи нет. Кто должен осуществлять контроль над данной ситуацией? К завучу обращалась, но, видимо, есть дела поважней.

Ответ:

Для ответа на Ваш вопрос процитируем авторские рекомендации:

1) в методических рекомендациях к учебнику математики Л.Г. Петерсон для 2 класса: «Творческие задания обычно предлагаются в домашней работе дополнительно к обязательной части (выполнение которой не превышает 20 мин) и никогда не оцениваются плохой оценкой». (Л.Г. Петерсон. Математика, 2 класс. Методические рекомендации. - М., 2009, с. 4.);

2) в аннотации к учебнику для 2 класса: «Учебник предполагает возможность индивидуальной траектории саморазвития ученика в собственном темпе за счет выбора учителем заданий, соответствующих уровню подготовки и познавательной мотивации детей. Объем обязательной части домашнего задания соответствует примерно 20 мин самостоятельной работы детей, остальные задания выполняются по желанию»;

Таким образом, домашние задания, о которых Вы пишете, с нашей точки зрения, не могут носить обязательного характера, так как это противоречит дидактическим основам программы. В то же время, чтобы не тормозить развитие тех детей, кому интересно, в курсе предусмотрена возможность работы с детьми на более высоком уровне сложности: дополнительные задания, задачи со звездочками и т.д. Поэтому в домашние работы, по мнению автора, могут включаться 2-3 задания дополнительных, необязательных заданий, которые выполняются по желанию.

Вместе с тем, авторы программ не осуществляют контрольных функций, их мнение носит рекомендательный характер. Право выбора методов и методик обучения и развития детей принадлежит учителю, он же несет ответственность за результаты образования в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом.

Контроль качества работы педагога осуществляют органы управления образования при проведении аттестационных процедур. В соответствии с разработанным профессиональным стандартом, квалификация педагога оценивается, исходя из совокупности компетентностей, среди которых в качестве одной из ключевых выделена «компетентность в мотивировании обучающихся на осуществление учебной деятельности» (Методика оценки уровня квалификации педагогических работников / Под ред. В.Д. Шадрикова, И.В. Кузнецовой. - М., 2010, стр. 17.).Данный критерий, наряду с санитарно-гигиеническими требованиями и нормативами, является управленческим механизмом исключения описанной Вами ситуации.

С уважением,

методист Центра системно-деятельностной

педагогики «Школа 2000…» АПК и ППРО

Наталья Владимировна Посполита.