Методические рекомендации

Ваш вопрос - наш ответ

Каковы особенности формирования самоконтроля в процессе обучения решению задач в программе Петерсон?

21.01.2011

Каковы особенности формирования самоконтроля в процессе обучения решению задач в программе Петерсон?

Ответ:

Все универсальные учебные действия (УУД), в том числе и действие самоконтроля, в программе Л.Г Петерсон формируются, исходя из общего методологического подхода, а именно:

1) приобретение учащимися опыта выполнения УУД;

2) мотивация и формирование общего способа выполнения УУД;

3) применение УУД, самоконтроль и коррекция;

4) контроль усвоения изучаемого УУД.

Первый шаг учащиеся проходят на уроках по любой теме курса «Учусь учиться», которые проводятся по технологии деятельностного метода «Школа 2000...» (ТДМ Л.Г. Петерсон). Особенностью этих уроков является то, что в ходе каждого урока учащиеся выполняют весь комплекс УУД, который требуют новые стандарты. Второй шаг они проходят на уроках по надпредметному курсу «Мир деятельности», где дети приобретают общее знание того, как следует выполнять изучаемое УУД. Третий шаг - вновь на предметных уроках по ТДМ, но теперь дети выполняют УУД сознательно, с опорой на эталон. И, наконец, в рамках курса «Мир деятельности» осуществляется контроль данного УУД.

Этот же путь учащиеся проходят и при формировании универсального действия самоконтроля. Так, в структуре урока открытия нового знания по ТДМ имеется специальный этап самоконтроля, на котором учащиеся выполняют небольшую самостоятельную работу по новой теме, и сами проверяют ее, сравнивая свою работу с эталоном; на уроках рефлексии и развивающего контроля учащиеся, допустившие ошибки, самостоятельно анализируют свое решение, выявляют и исправляют допущенные ошибки. Далее в рамках надпредметного курса «Мир деятельности» они знакомятся с понятиями контроля и самоконтроля, строят общий способ самоконтроля и алгоритм исправления ошибок, в котором заложен методологический механизм грамотного контроля. Затем этот алгоритм учащиеся систематически применяют при проверке своих работ и, таким образом, вырабатывают навык самоконтроля.

Построенный общий способ формирования самоконтроля применяется, в частности, и при решении текстовых задач.

С уважением, к.п.н.,

заместитель директора по научно-методической работе

Центра системно-деятельностной педагогики «Школа 2000…»

Марина Андреевна Кубышева