Образовательная программа "Школа 2000..."

Ваш вопрос - наш ответ

Здравствуйте, подскажите, пожалуйста, каковы "подводные камни" в принципе минимакса?

14.12.2015

Здравствуйте, подскажите, пожалуйста, каковы "подводные камни" в принципе минимакса?

Вопрос:

Здравствуйте, подскажите, пожалуйста, каковы "подводные камни" в принципе минимакса?

Ответ:

Спасибо за Ваш вопрос. Мы рады, что Вы заинтересовались принципами нашей дидактической системы, а в частности одним из семи ее принципов – принципом минимакса.

Напомним, что принцип минимакса заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (Федерального государственного образовательного стандарта).

Заметим, что для методически грамотного, опытного учителя выполнение этого принципа на практике не представляет сложности. Однако молодому педагогу важно учесть следующие рекомендации.

Фактором риска или первым «подводным камнем» здесь является неверное понимание этого принципа. Так, в соответствии с принципом минимакса, учащимся предлагается содержание образования на «максимальном» уровне, поэтому система заданий повышенной сложности – это возможность для каждого ученика раскрыть и реализовать свой потенциал, но не обязательное требование. Если с заданиями уровня максимум учитель будет работать так же как и с заданиями уровня минимум (и оценивать их по одной и той же системе), это может привести к неудачам у основной части класса, чувству неудовлетворенности и отторжения к математике. Чтобы подобного рода ситуаций не возникало, рекомендации очень просты. Работая с заданиями повышенной сложности, учитель должен оценивать только успех, то есть выставлять положительные отметки, если ученик справился с таким заданием, но ни в коем случае не наказывать «двойкой», если ученик с заданием не справился. Более того работая с заданиями повышенной сложности рекомендуется использовать такие формы работы, как групповая, «мозговой штурм» и прочие активные формы обучения, где учащиеся имеют возможность не просто вызубрить данный учителем в готовой форме алгоритм выполнения сложного задания, а самим прийти к нему.

Основная цель заданий уровня максимум – это развитие творческих способностей учащихся, ведь эти задания часто не имеют стандартного подхода либо носят «опережающий» характер. Эти задания учащиеся должны выполнять, имея возможность выдвигать свои гипотезы, проверять и опровергать их, обязательно имея поддержку учителя или своих одноклассников. И это второй «подводный камень»: бывает, что учителя, занимаются на уроке только отработкой заданий уровня «минимума», а задания уровня «максимум» задают домой. Родители же, стремясь помочь ребенку, пытаются «объяснить» как выполнить это сложное задание. При этом они чаще всего сталкиваются с тем, что ребенок «не знает, не понимает» и делают вывод о недоступной «простому смертному» сложности программы или о «недостаточных способностях» своего ребенка – возникают конфликты, слезы. Чтобы обойти этот «подводный камень», учителю рекомендуется разбивать домашнее задание на две части: обязательную (задания выполняют все ученики) и дополнительную (задания выполняются теми ребятами, которые хотят их выполнить). В обязательную часть включаются задания, аналогичные отработанным на уроке, то есть посильные для каждого учащегося задания (уровень минимум); в необязательную часть включается 1–2 дополнительных заданий (уровень максимум).

Третий подводный камень, который мы видим здесь – это ситуация, когда учителя наоборот «бросают» все свои силы на задания уровня максимум, забывая про вторую часть принципа минимакса: школа должна обеспечить усвоение минимума. В реализации второй части принципа минимакса помогает организация уроков рефлексии, где все учащиеся имеют возможность разобраться со своими ошибками и осуществить их коррекцию. На этом уроке учащимся предлагается самостоятельная работа по изучаемой теме. Отметим, что она носит обучающий характер. В ходе оценивания результатов самостоятельной работы обучающихся рекомендуется выставлять только положительные отметки. Самостоятельную работу также рекомендуется разбивать на две части: обязательную и дополнительную. Чтобы выявить результаты выполнения обязательной части самостоятельной работы, рекомендуется организовывать самопроверку по подробному образцу. К выполнению дополнительной части самостоятельной работы приступают только те учащиеся, которые справились с обязательной ее частью. Учащимся же не достигшим удовлетворительного результата в выполнении обязательной части самостоятельной работы рекомендуется наметить индивидуальную траекторию обучения – дать возможность исправить свои ошибки, выявить их причину и выполнить тренировочные задания, аналогичные тем, в которых была допущена ошибка.

Надеемся, что наши рекомендации помогут вам грамотно использовать принцип минимакса в качестве инструмента дифференциации обучения – развивать сильных и поддерживать слабых учеников.

С уважением, методист ЦСДП «Школа 2000…»

Рогатова Марина Викторовна